|
Царские врата. Вторая половина XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка — 141х38,5 см. Правая створка — 146х41,5 см. Икона реставрирована. Значительные утраты красочного слоя. Многочисленные прописи по всей поверхности. Тонировки.
Царские врата являются частью иконостаса, их называют райскими или святыми, так как они закрывают вход в алтарь, символизирующий Рай. Изображения на вратах определены их значением в убранстве храма и в ходе службы. В навершии находится «Благовещение», через Богоматерь, именуемую в песнопениях «райских дверей отверзением» и «дверью спасения», происходит воплощение, вочеловечение Христа, благодаря которому человечеству открывается путь к спасению. Отцы Церкви, свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст, предстают как творцы литургии, совершающейся в храме, во время которой происходит таинство Евхаристии (бескровной жертвы), знаменующей воссоединение человека с Богом, они становятся ее непосредственными участниками, когда во время богослужения царские двери открывают и закрывают. Древнейшее известное изображение святителей на царских вратах в русском искусстве находится на новгородских вратах второй половины XIII в. из погоста Кривое. Традиционно святители держат в руках развернутые свитки. На створках литургисты представлены с кодексами, как на раннем памятнике, подобные изображения встречаются довольно редко. Икона принадлежит к произведениям ростовского круга. Тип ликов, а также способ карнации и рисунка с подчеркнутыми складками на лбу и на щеках аналогичны иконам деисусного чина из с. Ивашева. Для произведений этого региона в XVI в. остаются характерными немного вытянутые фигуры святых, иконописцы применяют темную охру, коричневый и темно-синий цвета в сочетании с обильным использованием белого цвета и орнаментики. Близкие приемы, имеющие уже более упрощенный вид, находим в провинциальном ростовском памятнике второй половины XVI в. царских вратах, происходящих из с. Бородава, относящихся к тому же иконографическому типу врат с изображением фигур святителей, держащих в руках кодексы. Т. Нечаева.
|