|
Складень трехстворчатый: Преображение Господне. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Рождество Богородицы. Вторая половина XVIII века. Поморье. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. 5,8х15,3 см.. Деформация штыря крепления между створками, петли расшатаны. Потертость золочения на всей поверхности. Мелкие утраты эмали.
Небольшой трехстворчатый складень с изображением двунадесятых праздников является произведением поморского литейного искусства второй половины XVIII в. Но все три композиции появились в поморской пластике значительно раньше, еще в конце XVII — начале XVIII в., на «больших створах», включающих изображения двунадесятых праздников. В составе репертуара поморского литья четырехстворчатые и трехстворчатые складни, на створках которых представлены праздничные сюжеты христологического и богородичного циклов, занимают главное место. О творческом подходе поморских мастеров при разработке меднолитых изделий свидетельствует создание модельного образца из отдельных праздничных иконок-клейм, вставленных в раму. Подобный разборный праздничный ряд позволял выполнять многочисленные варианты меднолитых предметов как в виде самостоятельных «одновершковых» иконок, так и составных композиций. Трехстворчатый складень из собрания ЦАКа выделяется довольно редко встречающимся подбором праздничных сцен. На первой створке представлено «Преображение Господне». Главной композицией среди представленных праздничных сюжетов является «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), не случайно ставшее центральным изображением, средником складня. На третьей створке представлена многофигурная сцена «Рождество Богородицы». На обороте первой створки — рельефный восьмиконечный Голгофский крест, по сторонам которого симметрично изображены строения града Иерусалима. В таком закрытом виде этот складень как нагрудный образ можно было носить поверх одежды на небольшом шнурке или цепочке. Вместе с многочисленными паломниками подобные литые складни, выполненные в поморской «меднице», разошлись по всей России. Пластическая разработка многофигурных композиций, редкая цветовая гамма эмалевого покрытия и огневое золочение выделяют этот складной образ, ставший отражением лучших традиций поморского литейного и эмальерного дела второй половины XVIII в. Е. Зотова.
|