|
Страшный Суд. Фрагмент композиции XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 106х36 см. Фрагмент реставрирован. Имеются тонированные вставки грунта с реконструкцией живописи (лик ангела с душой в руках, Лоно Авраамово и др.). Потертость красочного слоя и двойника.
Происхождение этого редчайшего произведения полихромной резьбы не известно. Памятников подобного рода почти не сохранилось, хотя есть сведения, что резные композиции для украшения храмов производились в большом количестве. Данный фрагмент является левой частью композиции «Страшный суд», точно соответствует традиционной иконографии, нашедшей воплощение во многих иконах XVII—XIX вв. Вверху изображен Небесный Иерусалим в виде шестиугольника с зубчатыми башнями и колоннами. В оконных проемах, за трапезой, — лики пророков, преподобных, праотцев; мучеников, святителей, юродивых; девственниц, преподобных жен, мучениц. В проемах стены Небесного Иерусалима ангелы с венцами в руках увенчивают возносящихся преподобных с алыми крыльями — царевича Иоасафа, прпп. Варлаама, Иоанна, списателя Лествицы, и Сергия Радонежского. Под ними — ангел с душой в виде обнаженного младенца в руках. В нижней части фрагмента — «Лоно Авраамово» с Благоразумным разбойником на фоне райских кущей. Среди райских растений — птицы Сирин и Алконост. Над этой частью композиции помещена надпись «Райское селение в жилище с(вя)тыхъ». Колорит, приглушенный благодаря потемневшей олифе, построен на сочетании розовых, голубых, зеленоватых, серых цветов. В решении архитектуры, в которой использованы барочные мотивы, характерные орнаменты и штрихообразные тени, явно проглядывает традиция развитого XVIII в. Построение формы (в частности, личного) также говорит об этом времени. Иконографической аналогией произведению в резьбе можно считать «Страшный суд» начала XIX в. из собрания Костромского музея-заповедника, опубликованный С.С. Катковой. Но стилистически эти два произведения не соотносятся. Л. Тарасенко.
|