|
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (оборотная сторона). Согласно Евангелию (Лк. I: 57-80), чудесное рождение св. Иоанна Предтечи произошло от престарелых родителей, праведных священника Захарии и Елизаветы. На иконе представлен момент, когда Захарии, служащему в Иерусалимском храме, является архангел Гавриил, стоящий по правую руку от жертвенника, и сообщает, что у него родится сын, который станет провозвестником ожидаемого ветхозаветной церковью Спасителя — Мессии.
Сюжет «Благовестие Захарии», применяемый для изображения «Зачатия св. Иоанна Предтечи», относится к древнейшим и хорошо известен в раннехристианском и византийском искусстве. На Руси его описание вошло в Новгородский иконописный подлинник XVI в. Наряду с этой иконографией в Новгороде с XV в. «Зачатие св. Иоанна Предтечи» часто изображается иначе, в виде «Целования Захарии и Елизаветы». По житию, вмц. Евфимия Всехвальная пострадала в 303 или 304 г. в Халкидоне при императоре Диоклетиане. Мощи ее покоились в городском храме, где в 451 г. проходил IV Вселенский собор, на котором обсуждался догмат о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой. Оппонентами православных богословов выступали монофизиты. Они доказывали, что Христос имеет только одну, божественную, сущность. Для прояснения истины в гробницу вмц. Евфимии были положены два свитка с исповеданием веры спорящих сторон. Через три дня, когда гробницу открыли, увидели, что свиток с православным толкованием догмата святая держала в руке и сама подала его патриарху. В память об этом чуде (11/24 июля) вмц. Евфимию изображают на иконах с крестом и свитком в руках, как на публикуемой таблетке. Объединение этих двух сюжетов на одной стороне таблетки может быть определено близостью праздников в церковном календаре: «Зачатие св. Иоанна Предтечи» вспоминается 23 сентября/6 октября, память вмц. Евфимии Всехвальной — 16/29 сентября. Не исключено также, что изображения на таблетке связаны с посвящением храма «Зачатию св. Иоанна Предтечи» и придела в нем, освященного во имя вмц. Евфимии. Такая традиция существовала на Руси. Так, на софийских иконах-святцах запечатлены храмовые образы многих новгородских церквей.
|