|
Портрет преподобного Макария (Иванова), старца Оптиной пустыни. 1848 год. Оптина пустынь. А. Копьев. Холст, масло. 85,5х69,5 см. Передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры в 1970-е годы. Реставрирован в 1993—1996 гг. Е.С. Чураковой. Холст дублирован. Тонировки.
На обороте, под дублировочным холстом, надпись: «Портретъ // Иеромонаха Макария //1848 Год. 15го феврал. С натуры писалъ Алексей Копье [в]». Под портретом была доска с надписью (удалена при реставрации): «иеросхимонахъ Макарий старецъ козельской оптиной пустыни // Сконьчался 7 Септемврия 1860 года, на 72 году от рождения; в монашестве провелъ около 50 леть.». Один из наиболее ранних и выразительных в группе изображений старцев Оптиной пустыни — портрет иеросхимонаха Макария (Михаила Николаевича Иванова, 1788—1860), из орловских дворян. В 1810 г. он был определен послушником в Богородицкую Площанскую пустынь, где пострижен в рясофор с именем Мелхиседек. В 1815 г. принял постриг в мантию и наречен Макарием, в 1817 г. посвящен во иеромонаха. Сблизившись с прп. Леонидом (Наголкиным), в 1834 г. перешел в Оптину пустынь, где в 1836 г. назначен духовником монастыря, а в 1839 г. — скитоначальником. После смерти в 1841 г. прп. Льва продолжил его старческое служение, духовно окормляя братию и паломников. Занимался переводами и подготовкой к изданию святоотеческих творений (прп. Максима Исповедника, прп. Исаака Сирина, свт. Григория Паламы и др.), житий святых, книг по истории старчества. В 1996 г. причислен к лику местночтимых святых, в 2000 г. прославлен для общецерковного почитания. Дни памяти — 7/20 сентября, 11/24 октября (в Соборе преподобных оптинских старцев). На портрете преподобный изображен в монашеской мантии и клобуке, в правой, скрытой под мантией руке — книга, в левой — четки. Кресты, очевидно, приписаны позднее: золотой наперсный крест был получен им в 1854 г., наградной выдавался в память Крымской войны. Созданный живописцем образ строгого, сосредоточенного подвижника соответствует его словесному описанию: «Волосы на голове и бороде имел он недлинные и седые, бороду окладистую... Лицо белое и чистое, ничем, впрочем, с первого взгляда не поражающее и по недостатку в глазах несколько неправильное, даже, по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, притом с печатью постоянного самоуглубления, следовательно, на вид более строгое, чем ласковое». Особую значительность этому портрету придает надпись, подтверждающая, что он написан с натуры. Аналогичный по иконографии, небольшой по размеру портрет прп. Макария, где старец изображен без наперсных крестов, находится в музее Свято-Данилова монастыря в Москве. В фонде Оптиной пустыни РГБ хранятся два подобных портрета кисти оптинского иеромонаха Гавриила (Спасского), один из которых, 1854 г., имеет на обороте автограф живописца. Портрет А. Копьева и работы иеромонаха Гавриила близки по композиции, иконографии и стилю (жест руки с четками, письмо лика с характерными высветлениями, бороды, фон с падающей тенью). В середине XIX в. в Оптиной пустыни существовала своя живописная мастерская (в которой, по-видимому, обучался иеромонах Гавриил, не имевший специального образования). Автор данного портрета, очевидно, тоже занимался творчеством под влиянием духовной и художественной атмосферы Оптиной пустыни. Можно предположить, что Алексей Копьев и оптинский старец прп. Анатолий «Старший» (1824—1894) являются одним лицом. Мирское имя старца Анатолия — Алексей Моисеевич Копьев, фамилию Зерцалов он получил в годы обучения в Калужской семинарии. Поступил в Оптину пустынь в 1853 г., являлся ближайшим учеником старца Макария. Упоминаний о его занятиях живописью не сохранилось. Я. Зеленина.
|