|
Святитель Николай Мирликийский, с деисусом и избранными святыми. Первая четверть XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 76,5х62 см. Икона реставрировалась неоднократно. Авторский красочный слой сильно поврежден. Наиболее сохранная живопись на лике свт. Николая, на фоне, на фигурах и ликах отдельных святых, на киноварной рамке вокруг средника, на плате Спаса Нерукотворного, на крышке Евангелия. Золото нимба утрачено.
Свт. Николай Мирликийский принадлежит к числу наиболее чтимых на Руси святых. По преданию, он жил в IV в. в Малой Азии, был архиепископом в г. Миры, в Ликии; прославился чудесами еще при жизни. Был погребен в храме г. Миры. Там его мощи почивали вплоть до 1087 г., затем были перенесены в итальянский г. Бари, где находятся и в настоящее время. Почитание Мирликийского чудотворца как заступника и помощника в бедах было распространено во всех слоях византийского общества. Память святому 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей). Основные иконографические типы изображения святителя складываются в византийском искусстве XI - XIII вв. Поясной образ свт. Николая с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке традиционен для православного искусства. Древнейшая икона данной иконографии хранится в монастыре Св. Екатерины на Синае и датируется концом IX - X в. В публикуемом образе изображение Чудотворца сочетается с полуфигурами святых, размещенных по всему периметру. Включение дополнительных сюжетов или персонажей — древняя традиция. Она пришла на Русь из Византии и нашла воплощение во многих русских произведениях еще домонгольского времени. Часто именно Николай Чудотворец как особо чтимый святой становился центром подобных композиций. Выбор «палеосных», т. е. изображенных на полях или на фоне, святых мог быть обусловлен именами небесных патронов заказчика и членов его семьи, нуждою в покровительстве разным видам деятельности (торговле, крестьянскому труду, ремеслу и др.), желанием включить в состав персонажей местночтимых святых, целителей. В этой иконе вокруг свт. Николая Мирликийского представлены: вверху по горизонтали — деисус со Спасом Нерукотворным в центре, слева от него — Богоматерь, архангел Михаил, ап. Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, ап. Павел; среди остальных святых угадываются образы Ильи Пророка, вмч. Георгия и вмч. Дмитрия, мчч. Флора и Лавра, Козьмы, преподобных и святителей. Внизу три фигуры святых жен, скорее всего, мцц. Екатерины, Параскевы, Анастасии. Изображение вокруг Мирликийского святителя деисуса и целого сонма помощников в каждодневной жизни повышало, видимо, значение моленного образа, придавало ему в глазах заказчиков особую силу. Образ свт. Николая с деисусом и избранными святыми входит в большую группу произведений близкой иконографии, датируемой концом XV — первой половиной XVI в. и происходящей из обширных земель, входящих в Ростовскую епархию. О принадлежности ростовскому художественному кругу конца XV — начала XVI в. говорит характер колорита: это сочетание разбеленной киновари, белого фона, светлой теплой охры и синего цветов. Изящество пропорций слегка удлиненных фигур, письмо личного, в котором появляется некоторая графичность и цветовая упрощенность, позволяют датировать это произведение XVI в. Л. Тарасенко.
|