|
Плащаница "Положение во Гроб". Первая половина XVIII века. Россия. Штоф, бархат, холст; шелковые, серебряные и золотные нити. Лицевое шитье. 81х132 см. Личное шито крученым шелком телесного цвета атласным швом «по форме». Все доличное — пряденым золотом и серебром «в прикреп». Серые и желтые шелковые прикрепы образуют традиционные орнаменты.
Для иконографии и стиля плащаницы характерно присутствие черт как более ранних, средневековых, памятников, так и плащаниц начала XVIII в. Типично для XVIII в. отсутствие изображения первого лица Троицы — Саваоф представлен только исходящим от него Св. Духом в виде голубя. В среднике по красному штофу вышита композиция «Положение во Гроб»: Христос лежит на погребальной пелене на плоском «гробном камне», руки скрещены на груди. Голову поддерживает сидящая Богоматерь. За Ней стоит с поднятыми к лицу руками Мария Магдалина и склоняется к Гробу Мария Клеопова. Ноги Христа поддерживает покровенными руками Никодим. За ним стоит со скрещенными на груди руками Иосиф. За Гробом к ногам Христа склоняется апостол Иоанн. Композицию фланкируют два ангела с рипидами. Над Гробом вышит голубь — Св. Дух. Перед Гробом внизу два ангела, склоняющие рипиды над лежащей плащаницей. Слева у изголовья на схематично переданном прямоугольном блюде лежат терновый венец, гвозди, трость и копие. В углах средника в круглых клеймах вышиты поясные изображения евангелистов. В углах каймы в квадратных клеймах по серебряному фону — херувимы и серафимы. На каймах шит текст ирмоса 9-й песни канона Великой субботы: «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ МАТИ ЗРЯЩИ ВО ГРОБЕ...». А. Силкин.
|