|
Икона Божией Матери «Тихвинская», с видом Тихвинского монастыря. Начало XIX века. Мастерская Тихвинского монастыря (?). Дерево, левкас, темпера. 22,5х19 см. Икона реставрирована. Имеются небольшие тонированные утраты красочного слоя.
Иконы с образами основателей монастырей, а также местных святынь были широко распространены и издревле изготовлялись во многих обителях в качестве паломнических реликвий. Главная святыня Тихвинского монастыря — «Богоматерь Тихвинская», по древнему преданию, зафиксированному в письменности в конце XV в., явилась рыбакам над Ладожским озером в 1383 г. Затем, после нескольких чудесных перемещений в районе р. Тихвинки (Новгородские земли, Обонежская пятина), икона «выбирает место», где и начинается возведение Успенского храма. После посещения Тихвинского погоста в 1526 г. великим князем Василием Ивановичем почитание явленной иконы Богоматери становится общерусским. Во времена Ивана IV, приезжавшего в Тихвин в 1546 г., при церкви Успения Богородицы с 1560 г. начинается строительство мужского монастыря. Особая слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после победы над шведами у стен обители во время польско-литовской интервенции. Древнее Сказание о явлении иконы Богоматери на Тихвине со временем было дополнено историей основания монастыря и повествованием об осаде монастыря шведами. В верхней части композиции два ангела несут образ Богоматери, представленный в золотом сиянии на фоне розового неба. Внизу, на поземе — Тихвинский монастырь и его окрестности. На иконе монастырь изображен в том состоянии, в котором он был в конце XVIII в., когда в 1795 г. были достроены каменные монастырские стены. В центре позема древние соборы XVI в. (около 1515, 1591-1593 и 1600 гг.), окруженные внутренним «замком» времен Ивана Грозного, вокруг — стены конца XVIII в. Река Тихвинка с перекинутым через нее мостом, окрестные храмы и жилые домики, поля и перелески дополняют образ благоустроенной процветающей обители. Гравюра аналогичной иконографии из собрания Олсуфьева, видимо, послужила источником для этого образа. Надпись на гравюре сообщает об ее издании попечением игумена монастыря Герасима в 1800 г., что является нижней границей в датировке иконы. Стиль иконы, ее колорит, характерные для эпохи раннего классицизма, также соответствуют началу XIX в. Икона написана мастеровитым художником, скорее всего, местного, тихвинского, происхождения. Л. Тарасенко.
|