|
Святитель Николай Мирликийский (Великорецкий), с житием в 8 клеймах. Вторая половина XVI века. Псков(?). Оклад - XVI век. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро(?), басма, гравировка, цветное стекло. 56,8х46,5 см. Икона реставрирована. Вставки левкаса, тонировки.
На фоне надпись: «Оаг(иос) Нико/лае Вели//корецк/ии Чюдотворец». Состав клейм: 1. Рождество свт. Николая; 2. Приведение во учение; 3. Спасение отрока Дмитра со дна моря; 4. Явление трем мужам в темнице; 5. Исцеление бесноватого; 6. Спасение трех мужей от казни; 7. Возвращение Агрикова сына Василия; 8. Преставление свт. Николая. Древний и широко почитаемый чудотворный образ свт. Николая был обретен в вятских землях на р. Великой в лесу. В 1551 г. его перенесли из с. Великорецкого в г. Хлынов (Вятку). Из Хлынова в 1555 г. прославленную местную святыню по требованию царя Ивана Грозного на время доставили в Москву. Она с почетом была встречена царем и митрополитом Макарием и помещена в Успенском соборе, напротив митрополичьего места. В Москве с нее сделали две копии. Один из списков находился в церкви Покрова на Рву, в приделе, освященном во имя Великорецкого образа свт. Николая. Этот образ свт. Николая имеет ряд особенностей. В среднике представлено поясное изображение святого, часто в отдельном ковчеге, вокруг средника располагается восемь клейм. Как правило, среди клейм отсутствует ряд сюжетов, традиционных для житийных икон святителя, таких как рождество, рукоположение в дьяконы, иереи, епископы, перенесение мощей. Среди клейм находится редкий сюжет «Служба свт. Николая в Сионе». Сохранившиеся иконы этой иконографии имеют близкие размеры и часто совпадающий состав клейм. Распространение почитания Великорецкого образа связано с его переносом в Москву и возвращением в Хлынов (Вятку), когда в городах на пути следования с него делали многочисленные копии «мерой и подобием». На многих иконах этого времени имеются надписи «Великорецкий», являющиеся подтверждением того, что список сделан с прославленного образа. В публикуемой иконе находим некоторые отступления от традиционного состава клейм. Так, имеется изображение сцены рождества свт. Николая и отсутствует сюжет службы свт. Николая в Сионе. Центральный образ не выделен ковчегом. Ряд стилистических особенностей, таких как характер колорита, сочетание красно-коричневого цвета с темно-голубым в фелони святого, оранжевые горки с мелкими голубыми пробелами на лещадках, указывает на псковские корни этого произведения. Редкая деталь — наполовину скрытый землей гроб — в сцене погребения имеет многочисленные аналогии в псковских памятниках. Можно предположить, что мастер этой иконы был осевшим в волжских городах выходцем из Пскова или что она была написана в самом г. Св. Троицы. Т. Нечаева.
|