АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см.
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см.
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см. Икона реставрирована. Крупные вставки грунта на боковых и нижнем полях с поздней живописью. Тонировки.
Состав клейм:
1. Рождество свт. Николая;
2. Крещение свт. Николая. Чудо в купели;
3. Приведение во учение;
4. Поставление в священники;
5. Явление во сне царю Константину;
6. Поставление в епископы;
7. Явление трем мужам в темнице;
8. Изгнание беса из кладезя;
9. Избавление попа Христофора от казни;
10. Спасение отрока Дмитра от потопа;
11. Возвращение Агрикова сына Василия;
12. Погребение свт. Николая.
Можайский образ свт. Николая Чудотворца является вариантом иконографического типа зарайского. В иконах этого извода святой представлен в рост, с мечом и градом в разведенных руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в соборе г. Можайска. Прославление святыни связано с преданием о чуде, послужившем спасению города.
Наибольшее распространение образы свт. Николая Можайского получили в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи.
На публикуемой иконе святитель представлен с мечом в виде кривой сабли в руках; изображение Никейского чуда, распространенного в памятниках данной иконографии, отсутствует. Такие изводы известны в XVII в., в северных регионах, и в русской иконописи позднего времени, в том числе в старообрядческой.
В составе клейм художник следует житийной схеме, закрепившейся в русском искусстве XVI в., хотя с рядом довольно существенных отступлений. Небольшое количество клейм — двенадцать, не характерно для искусства XVII в. и почти не встречается в ростовых житийных иконах. Исключением являются древние памятники с еще не устоявшейся схемой, а также житийные иконы свт. Николая XVII в., бытующие в северной провинции, в которых заметны упрощение и архаизация художественного языка, и памятники XVIII—XIX вв., близкие к старообрядческой среде.
Среди распространенных и обязательных сюжетов клейм присутствует один — «Избавление попа Христофора от казни» (кл. 9), чрезвычайно редкий в ранних памятниках, но получивший распространение в XVII в., главным образом в северных регионах. Анахронизмом является отсутствие сюжета «Перенесение мощей свт. Николая», с XVI в. ставшего обязательным для всех регионов.
На верхнем поле помещен необычный по составу деисус. В центре — «Новозаветная Троица», ей предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. Изображение Новозаветной Троицы известно в русском искусстве с середины XVI в. Однако данная композиция, в которой Господь Саваоф представлен благословляющим обеими руками, рядом с Духом Святым в виде ангела, не находит аналогий в русской иконописи.
Справа на поле находится ростовая фигура равноап. царя Константина, который помещен здесь, скорее всего, как патрональный святой заказчика. Однако возможно и другое объяснение. Сопоставление изображений равноап. царя Константина и Новозаветной Троицы могло напоминать о роли императора в установлении догмата о божественной природе Христа, по настоянию которого в 325 г. на первом Вселенском соборе в Никее в Символ веры было внесено понятие «Единосущный Отцу».
Северное происхождение иконы подтверждается архаическими чертами в ее иконографии, вместе с наличием иконографических новаций, популярных скорее в старообрядческой среде. В художественном строе иконы находим ряд черт северной живописи.
Т. Нечаева.
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см.
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см.
<< Назад
Святитель Николай Мирликийский. Деисусный чин. Первая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,5х48 см.
 
Далее >>
Святитель Николай Мирликийский. Начало XX века. Москва. Дерево, грунт, масло. Оклад и риза: серебро, чеканка, гравировка, золочение, эмаль по скани и росписная, жемчуг. 32х27 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.