|
Святитель Николай Мирликийский (Можайский), с житием в 12 клеймах. Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 69х45,5 см. Икона реставрирована. Крупные вставки грунта на боковых и нижнем полях с поздней живописью. Тонировки.
Состав клейм: 1. Рождество свт. Николая; 2. Крещение свт. Николая. Чудо в купели; 3. Приведение во учение; 4. Поставление в священники; 5. Явление во сне царю Константину; 6. Поставление в епископы; 7. Явление трем мужам в темнице; 8. Изгнание беса из кладезя; 9. Избавление попа Христофора от казни; 10. Спасение отрока Дмитра от потопа; 11. Возвращение Агрикова сына Василия; 12. Погребение свт. Николая. Можайский образ свт. Николая Чудотворца является вариантом иконографического типа зарайского. В иконах этого извода святой представлен в рост, с мечом и градом в разведенных руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в соборе г. Можайска. Прославление святыни связано с преданием о чуде, послужившем спасению города. Наибольшее распространение образы свт. Николая Можайского получили в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи. На публикуемой иконе святитель представлен с мечом в виде кривой сабли в руках; изображение Никейского чуда, распространенного в памятниках данной иконографии, отсутствует. Такие изводы известны в XVII в., в северных регионах, и в русской иконописи позднего времени, в том числе в старообрядческой. В составе клейм художник следует житийной схеме, закрепившейся в русском искусстве XVI в., хотя с рядом довольно существенных отступлений. Небольшое количество клейм — двенадцать, не характерно для искусства XVII в. и почти не встречается в ростовых житийных иконах. Исключением являются древние памятники с еще не устоявшейся схемой, а также житийные иконы свт. Николая XVII в., бытующие в северной провинции, в которых заметны упрощение и архаизация художественного языка, и памятники XVIII—XIX вв., близкие к старообрядческой среде. Среди распространенных и обязательных сюжетов клейм присутствует один — «Избавление попа Христофора от казни» (кл. 9), чрезвычайно редкий в ранних памятниках, но получивший распространение в XVII в., главным образом в северных регионах. Анахронизмом является отсутствие сюжета «Перенесение мощей свт. Николая», с XVI в. ставшего обязательным для всех регионов. На верхнем поле помещен необычный по составу деисус. В центре — «Новозаветная Троица», ей предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. Изображение Новозаветной Троицы известно в русском искусстве с середины XVI в. Однако данная композиция, в которой Господь Саваоф представлен благословляющим обеими руками, рядом с Духом Святым в виде ангела, не находит аналогий в русской иконописи. Справа на поле находится ростовая фигура равноап. царя Константина, который помещен здесь, скорее всего, как патрональный святой заказчика. Однако возможно и другое объяснение. Сопоставление изображений равноап. царя Константина и Новозаветной Троицы могло напоминать о роли императора в установлении догмата о божественной природе Христа, по настоянию которого в 325 г. на первом Вселенском соборе в Никее в Символ веры было внесено понятие «Единосущный Отцу». Северное происхождение иконы подтверждается архаическими чертами в ее иконографии, вместе с наличием иконографических новаций, популярных скорее в старообрядческой среде. В художественном строе иконы находим ряд черт северной живописи. Т. Нечаева.
|