|
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см. Происходит из коллекции В.М. Васнецова. Фрагмент реставрирован. Имеются тонированные вставки левкаса по всей поверхности, в том числе с реконструкцией живописи (лик Ангела и часть его одежд внизу справа и др.). Потертости красочного слоя.
Этот фрагмент полихромной рельефной резьбы с изображением борьбы ветхозаветного праотца Иакова и Ангела уникален, так как аналогий ему в других собраниях нет. Справа, в нижней части композиции, возлежит спящий Иаков, возле которого стоит двуперстно благословляющий его Ангел, слева представлена борьба Иакова с Ангелом. Выше — лестница, по которой Ангел восходит к восседающему на престоле Спасителю. Вокруг Него сияние из волнистых лучей и облака, вырезанные в виде завитков. Если с точки зрения собственно иконографии фрагмент не представляет особой редкости, то его назначение, место в храмовом убранстве вызывают вопросы. Он мог использоваться для украшения царских врат, на которых нередко помещали разнообразные по сюжету резные композиции. Не исключено, что публикуемый фрагмент являлся частью убранства храма с богатым резным декором, где скульптура располагалась в различных частях церкви, в том числе по сторонам от иконостаса. Включение такого рода композиций в убранство храма имело глубокий смысл, который был очевиден современникам. С. В. Готовцев, заказчик и автор замысла убранства иконостаса Троицкой церкви в Ликурге (1721 г.), так написал на цоколе: «...Обновленъ в храме семь новый иконостасъ ради благолепия и красоты его — второе небо земное, идеже приносится жертва новая и молитва, яко кадило благовонное в небо, яко же праотецъ патриархъ Иаковъ виде лествицу, еяже глава досязаше до небесъ и Ангели Господни восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся в ней...», а молитвы, возносимые «в святемъ храме семь», Семен Готовцев сравнивал с «лествицей до небесъ». Фрагмент из собрания ЦАК, скорее всего, может быть датирован второй половиной XVIII в., о чем говорят характер резьбы, особенности написания ликов, приглушенный колорит, построенный на сочетании красного и зеленого цветов с вкраплениями серебра и золота. Л. Тарасенко.
|