АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см.
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см.
Происходит из коллекции В.М. Васнецова. Фрагмент реставрирован. Имеются тонированные вставки левкаса по всей поверхности, в том числе с реконструкцией живописи (лик Ангела и часть его одежд внизу справа и др.). Потертости красочного слоя.
Этот фрагмент полихромной рельефной резьбы с изображением борьбы ветхозаветного праотца Иакова и Ангела уникален, так как аналогий ему в других собраниях нет. Справа, в нижней части композиции, возлежит спящий Иаков, возле которого стоит двуперстно благословляющий его Ангел, слева представлена борьба Иакова с Ангелом. Выше — лестница, по которой Ангел восходит к восседающему на престоле Спасителю. Вокруг Него сияние из волнистых лучей и облака, вырезанные в виде завитков.
Если с точки зрения собственно иконографии фрагмент не представляет особой редкости, то его назначение, место в храмовом убранстве вызывают вопросы. Он мог использоваться для украшения царских врат, на которых нередко помещали разнообразные по сюжету резные композиции. Не исключено, что публикуемый фрагмент являлся частью убранства храма с богатым резным декором, где скульптура располагалась в различных частях церкви, в том числе по сторонам от иконостаса. Включение такого рода композиций в убранство храма имело глубокий смысл, который был очевиден современникам. С. В. Готовцев, заказчик и автор замысла убранства иконостаса Троицкой церкви в Ликурге (1721 г.), так написал на цоколе: «...Обновленъ в храме семь новый иконостасъ ради благолепия и красоты его — второе небо земное, идеже приносится жертва новая и молитва, яко кадило благовонное в небо, яко же праотецъ патриархъ Иаковъ виде лествицу, еяже глава досязаше до небесъ и Ангели Господни восхождаху и нисхождаху по ней, Господь же утверждашеся в ней...», а молитвы, возносимые «в святемъ храме семь», Семен Готовцев сравнивал с «лествицей до небесъ». Фрагмент из собрания ЦАК, скорее всего, может быть датирован второй половиной XVIII в., о чем говорят характер резьбы, особенности написания ликов, приглушенный колорит, построенный на сочетании красного и зеленого цветов с вкраплениями серебра и золота.
Л. Тарасенко.
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см.
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см.
<< Назад
Резьба по дереву
 
Далее >>
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.