|
Явление Божией Матери и святителя Николая Мирликийского пономарю Георгию (Юрышу). Первая половина XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 31,2х27,6 см. Икона реставрирована. Имеются крупные вставки левкаса на полях, мелкие по поверхности. Тонировки, с реконструкцией живописи на руках игумена.
Основой изображения является Сказание о Тихвинской иконе Богоматери, известное в письменных источниках с конца XV — начала XVI в. Согласно Сказанию, в 1395 г., после завершения строительства деревянного храма на р. Тихвинке, на месте явления образа Богоматери некий благочестивый муж, пономарь Георгий (Юрыш), был послан в окрестные села, для того чтобы оповестить об освящения церкви. В трех поприщах (верстах) в лесу он увидел сидящую на сосновом бревне Богородицу с игуменским жезлом в руках и святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать, чтобы над Ее храмом не ставили железного креста, а поставили деревянный в память о страданиях Христа. На месте явления была построена часовня во имя св. Николая, а из бревна сделан крест. В 1515 г. по повелению великого князя Василия Ивановича здесь был основан Никольский Беседный монастырь. Поэтому иконы с таким сюжетом получают название «Беседные». Изображение явления Богоматери Юрышу первоначально появляется на иконах Богоматери «Тихвинская» в составе клейм, иллюстрирующих Сказание. Начиная с XVII в. этот сюжет получает распространение как отдельная композиция, часто в небольших аналойных «пядничных» образах, на них представляют сидящую на клади Богоматерь, стоящего рядом с Ней или напротив свт. Николая и коленопреклоненного пономаря Юрыша. В публикуемом произведении рассказ расширяется за счет введения дополнительных сюжетов Сказания. В центре находится изображение деревянного сруба с иконой Богоматери Тихвинской. Справа — пономарь Юрыш рассказывает игумену о видении Богородицы, игумен не верит словам Юрыша; над ним — чудо с крестом, когда рабочий, устанавливавший железный крест над храмом, упал, но чудесным образом был спасен. Стремление к повествовательности, насыщение композиции подробностями сюжета и бытовыми деталями отражают общую тенденцию развития искусства XVII — первой половины XVIII в. В письме ликов используются приемы живоподобия, на одеждах широкие складки, написанные твореным золотом. Очертания горок приобретают орнаментальный характер, общая декоративность изображения усиливается благодаря ярким пышным цветам, во множестве разбросанным по темно-зеленому позему, и серебряным облакам на зеленоватом фоне. Все указанные приемы характерны для провинциальной северной иконописи этого времени. Т. Нечаева.
|