АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см.
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см.
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см. Икона реставрирована. На ней имеются потертости красочного слоя и золота, тонированные вставки левкаса. На старых вставках запись оставлена. Недовыбранная запись и старая олифа по всей поверхности. Надписи не сохранились.
Символический образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни получил распространение в поздневизантийском искусстве. На Руси он стал известен не позднее конца XIV — начала XV в. Именно к этому времени относится самая ранняя сохранившаяся русская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Наиболее часто подобные образы встречаются в период царствования Ивана Грозного (1530-1584 гг.) и в годы правления Ивана Алексеевича (1666-1696 гг.), небесным патроном которых был Иоанн Предтеча. Литературной основой иконографии являются тексты из Четвероевангелия (Мф. 3: 2,10; 4: 17; Мк. 1: 15; Лк. 3: 9; Ин. 1: 6-8 и др.), Деяний (1:5). Иоанн — тот, о котором самим Спасителем сказано: «...се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою...» (Малах. 3:1; Мф. 11:10). В знак ангельского божественного посланничества он представлен с крыльями.
Образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни плотно заполняет всю плоскость ковчега. Центром композиции является евхаристическая чаша (дискос со звездицей) с жертвенным Агнцем — Младенцем Христом, на которую Предтеча указует правой рукой. Над Младенцем парит Святой Дух в виде голубя. Вверху слева — благословляющий Господь Саваоф, восседающий на херувимах. Текст на свитке Иоанна гласит: «Аз видехъ и свидетельствовахъ Се Агнецъ Божий.....» (Ин. 1: 29). Так, в иконе раскрывается тема первого в Новом Завете откровения о Троичности Божества, данного Иоанну Предтече и Крестителю во время крещения Иисуса Христа, когда Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем. Иоанн Предтеча предстает здесь как свидетель воплощения Божественного Логоса и Его мироустрояющей жертвенной миссии, как «сын Премудрости», удостоенный откровения Святой Троицы.
У ног Иоанна Предтечи чаша с его отрубленной головой. На поземе — сцены жития: слева — «Глас Иоанну Предтече в пустыне», «Иоанн Предтеча в пустыне», «Явление ангела Захарии», «Рождество Иоанна Предтечи», «Омовение новорожденного», «Иоанн с ангелом в пустыне»; справа — «Проповедь Иоанна Предтечи», «Иоанн Предтеча крестит народ и явление Иисуса Христа народу», «Иоанн Предтеча перед Иродом», «Принесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде», «Погребение».
Икона принадлежит к тому типу изображений святого со сценами его жития на поземе, который получил распространение во второй половине XVII в., особенно в живописи Поволжья.
Живописность и мягкость письма личного, обильное применение подрумянки, особенности колорита позволяют предположить, что это произведение исполнено костромским мастером в последней четверти XVII в. Учитывая стилистическую близость публикуемой иконы и образов из иконостаса собора Троице-Сыпанова монастыря (1676 г.), не исключено, что автор иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» входил в артель иконописцев, исполнивших иконы для Сыпанова монастыря.
Л. Тарасенко
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см.
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см.
<< Назад
Святитель Николай Мирликийский, с деисусом и избранными святыми. Первая четверть XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 76,5х62 см.
 
Далее >>
Святой Иоанн Предтеча. Из деисуса. Третья четверть XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Оклад: серебро, камни (сапфир?, жемчуг?), басма, зернь, ложная скань. 33,5х27,2 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.