|
Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития. Последняя четверть XVII века. Кострома. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 143,2х80 см. Икона реставрирована. На ней имеются потертости красочного слоя и золота, тонированные вставки левкаса. На старых вставках запись оставлена. Недовыбранная запись и старая олифа по всей поверхности. Надписи не сохранились.
Символический образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни получил распространение в поздневизантийском искусстве. На Руси он стал известен не позднее конца XIV — начала XV в. Именно к этому времени относится самая ранняя сохранившаяся русская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Наиболее часто подобные образы встречаются в период царствования Ивана Грозного (1530-1584 гг.) и в годы правления Ивана Алексеевича (1666-1696 гг.), небесным патроном которых был Иоанн Предтеча. Литературной основой иконографии являются тексты из Четвероевангелия (Мф. 3: 2,10; 4: 17; Мк. 1: 15; Лк. 3: 9; Ин. 1: 6-8 и др.), Деяний (1:5). Иоанн — тот, о котором самим Спасителем сказано: «...се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою...» (Малах. 3:1; Мф. 11:10). В знак ангельского божественного посланничества он представлен с крыльями. Образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни плотно заполняет всю плоскость ковчега. Центром композиции является евхаристическая чаша (дискос со звездицей) с жертвенным Агнцем — Младенцем Христом, на которую Предтеча указует правой рукой. Над Младенцем парит Святой Дух в виде голубя. Вверху слева — благословляющий Господь Саваоф, восседающий на херувимах. Текст на свитке Иоанна гласит: «Аз видехъ и свидетельствовахъ Се Агнецъ Божий.....» (Ин. 1: 29). Так, в иконе раскрывается тема первого в Новом Завете откровения о Троичности Божества, данного Иоанну Предтече и Крестителю во время крещения Иисуса Христа, когда Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем. Иоанн Предтеча предстает здесь как свидетель воплощения Божественного Логоса и Его мироустрояющей жертвенной миссии, как «сын Премудрости», удостоенный откровения Святой Троицы. У ног Иоанна Предтечи чаша с его отрубленной головой. На поземе — сцены жития: слева — «Глас Иоанну Предтече в пустыне», «Иоанн Предтеча в пустыне», «Явление ангела Захарии», «Рождество Иоанна Предтечи», «Омовение новорожденного», «Иоанн с ангелом в пустыне»; справа — «Проповедь Иоанна Предтечи», «Иоанн Предтеча крестит народ и явление Иисуса Христа народу», «Иоанн Предтеча перед Иродом», «Принесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде», «Погребение». Икона принадлежит к тому типу изображений святого со сценами его жития на поземе, который получил распространение во второй половине XVII в., особенно в живописи Поволжья. Живописность и мягкость письма личного, обильное применение подрумянки, особенности колорита позволяют предположить, что это произведение исполнено костромским мастером в последней четверти XVII в. Учитывая стилистическую близость публикуемой иконы и образов из иконостаса собора Троице-Сыпанова монастыря (1676 г.), не исключено, что автор иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» входил в артель иконописцев, исполнивших иконы для Сыпанова монастыря. Л. Тарасенко
|