|
Икона Божией Матери «Колочская». 1897 год. Москва. Дерево, левкас, темпера. 47,5х33,7 см. Сохранность полная. Внизу золотом надпись: «явленная и чюдотворная икона б(о)жия матери колочския. яже // явися на месте, колоча зовомом, на древе, земледельцу // луке, в уделе можайском, при благоверном кня(зе) андрее. // в лето от рож(де)ства хр(ис)т(о)ва в [1413] е и быша от сея с(вя)тыя иконы // знамения велия. неоскудно подаваемыя досего дне».
На обороте: «сия икона // построена усердием // жителей города Можайска //1897. года июля 9 дня». Икона Богоматери Колочской, согласно преданию, была обретена на древе на р. Колоче, близ Можайска, в 1413 г. в княжение удельного князя Андрея Дмитриевича. Образ, вскоре проявивший себя чудотворениями, некоторое время находился в Можайске, а затем был установлен в построенном храме Рождества Богородицы на месте своего обретения в с. Колоче. Немного позднее при храме возник Колочский монастырь. Чтимый список с чудотворного образа, созданный в 1689 г., находился также в Петропавловском приделе Успенского собора Московского Кремля. Иконографически образ принадлежит к типу Одигитрии, отличается слегка склоненной в сторону Младенца главой Богоматери, а также рисунком краев мафория на Ее груди (они запахнуты так, что виден фрагмент хитона). Особенностью колочской иконы было наличие боковых створок, на которых представлены свт. Николай и пр. Илия. Изображение свт. Николая связано с особым его почитанием в Можайске, где находился его скульптурный чудотворный образ. На публикуемой иконе эти святые также помещены по сторонам от центрального образа Богородицы. В верхней части иконы — «Троица Ветхозаветная» (в центре), изображения Иоанна Предтечи (слева) и праведного Симеона Богоприимца. В нижнем регистре в медальонах представлены три вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а по сторонам от них — прпп. Авраамий Смоленский (слева) и Пафнутий Боровский (справа). Икона, как это следует из текста надписи на ее обороте, была создана по заказу жителей Можайска в 1897 г. Стиль ее письма, ориентированный на образцы древнерусской иконописи, полностью соответствует стилю, принятому в ведущих московских иконописных мастерских, основанных в конце XIX в. выходцами из с. Мстёра, Владимирской губернии (В.П.Гурьяновым, М.И.Дикаревым, И.С.Чириковым и др.). Празднование 9/22 июля. Н. Комашко.
|