|
Икона Божией Матери «Курская Коренная» Конец XVIII — начало XIX века. Курск(?). Дерево, левкас, темпера. 44,6х36,5 см. Икона реставрирована. Потертость золота, мелкие тонировки.
Образ Богоматери Воплощение (Знамение), окруженный изображениями полуфигур Господа Саваофа (в центре) и пророков, в обрамлении вьющейся лозой, стал известен под именем Курской Коренной. Свое наименование икона получила по месту обретения в окрестностях Курска, в лесу, у корня дерева. Прославленную чудесами древнюю икону Воплощения по приказу царя Феодора Иоанновича в 1596 г. приносили в Москву, где для нее сделали раму с изображениями Господа Саваофа и пророков. В копиях иконы сохранялись изображения пророков, размер первоначального образа, а также особое положение рук Младенца, опущенных и скрытых под одеждой. Чудотворный образ в 1920 г. был вывезен из России и в настоящее время хранится в Нью-Йорке. Древний образ находится под потемневшей олифой и записью, однако при его визуальном изучении после снятия оклада было подтверждено разновременное создание средника и рамы. Сказание об иконе было создано в XVII в. На протяжении этого столетия усиливается и расширяется ее почитание, особенно после второго возвращения иконы из Москвы и перенесения в Знаменский монастырь в 1618 г. Курская икона Богоматери почиталась как помощница на войне и использовалась для благословения воинства. Чудотворный образ неоднократно посылался в войска; его изображение было на знамени Белгородского полка (1660 г.). В 1812 г. список иконы был послан в армию М.И. Кутузова. 8 марта 1898 г. в результате взрыва бомбы, подложенной под киот, произошли большие разрушения в соборе, однако икона не пострадала. Это событие еще больше укрепило ее славу. Празднование иконе установлены в девятую пятницу после Пасхи, 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря и 8/21 марта. Со второй половины XVII в. происходит распространение образов курской святыни. В XVIII — первой половине XIX в. появляется большое количество памятников, близких иконографически и стилистически. Представленная икона стоит в ряду аналогичных изображений указанного времени. Эти произведения отличает близость размеров, наличие золотого фона, живописное сочное изображение лозы в виде пышных цветов и бутонов, часто даже такие материальные признаки, как толстая доска. Ряд подобных памятников хранится в ЦМиАР и других музеях, возможно, все они происходят из одного региона, предположительно Курска. Т. Нечаева.
|