|
Портрет преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Между 1910 и 1912 годами. Москва. М.В. Нестеров. Картон, грунт, гуашь. 47,5х24,5 см.; паспарту 69х46,5 см. Дар Н.М. Нестеровой. Лист помещен в авторское паспарту.
На обороте паспарту автограф художника чернилами: «Дарю на память о лучшихъ днях // Жене моей Екатерине Петровне Нестеровой // Мих. Нестеров //1920.». Внизу поздняя приписка карандашом: «Этюд к картине // "Невеста Христова"». Портрет является жемчужиной небольшой коллекции живописных произведений, эскизов и рисунков М.В. Нестерова, собранной в ЦАК МДА, в основном благодаря дарам Н.М. Нестеровой и И.А. Комиссаровой-Дурылиной. На этюде изображена прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова (1864—1918), дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV, внучка английской королевы Виктории, родная сестра мц. императрицы Александры Феодоровны. В 1884 г. стала супругой великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, генерал-губернатора Москвы. В 1891 г. приняла православие. Много сил отдавала благотворительности. После гибели мужа, в 1905 г. начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия и в 1910 г. стала ее настоятельницей, подвижнически служа Богу и ближним. В 1918 г. была арестована и вместе с другими членами императорского дома и келейницей Варварой сброшена в шахту старого рудника под Алапаевском. Ее мощи в 1921 г. были перевезены в Иерусалим, в храм св. Марии Магдалины в Гефсимании. В 1992 г. причислена к лику святых. Дни памяти — 5/18 июля и в Соборе новомучеников Российских. Этюд создан в связи с работой М.В. Нестерова над росписью Покровского собора Марфо-Мариинской обители, освященного в 1912 г., и подготовкой картины «Христиане» («На Руси», 1916 г.). В это время художник обратился к варианту своей ранней картины «Невеста Христова» (1886 г.). Тема стала для художника одной из ведущих, и поиски образа продолжались на протяжении многих лет, вплоть до 1937 г. На этюде Великая княгиня изображена почти в полный рост, в профиль, в белом одеянии сестер обители, с небольшим букетом в руках. Ее образ введен в пейзаж, едва намеченный, с высокой линией горизонта: на фоне белой ограды и белой алтарной стены Покровского храма. Справа — невысокая изгородь и тонкая березка, ставшая в работах М.В. Нестерова олицетворением России. Фигура словно вырастает из земли, дается крупным планом. Мастер смело обрезал композицию, подчеркнув момент быстрого движения, а не покоя, что не характерно для его портретов. Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), русский религиозный художник, портретист. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова и в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у П.П. Чистякова. В 1898 г. получил звание академика за картину «Великий постриг». Автор церковных росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890—1896 гг.), в церкви блгв. князя Александра Невского в Абастумани (1899—1904 гг.), известных картин «Пустынник» (1888 г.), «Видение отроку Варфоломею» (1889 г.), «Святая Русь» (1901—1906 гг.). После 1920 г. работал преимущественно как портретист и пейзажист. Л. Алехина, Я. Зеленина.
|