|
Портрет преподобного Антония (Путилова), старца Оптиной пустыни. 1854 год. Оптина пустынь. Иеромонах Гавриил (Спасский). Холст, масло. 49,7х37,6 см. Реставрация домузейная. Холст деформирован, с небольшими прорывами. На обороте две заплаты. Тонировки, утраты живописи.
На обороте холста автограф художника: «Портретъ // Почтеннейшаго Старца // Игумена Антония // писанъ 1854го года Декабр[я] // грешным Иеромонахомъ Ски[т]//скимъ Гаврииломъ». Портрет является уникальным натурным изображением известного оптинского старца схиигумена Антония (Александра Ивановича Путилова, 1795—1865). В 1816 г. он удалился в рославльские леса, где подвизался его старший брат Тимофей (впоследствии прп. Моисей Оптинский). В 1820 г. келейно пострижен в монашество, в 1822 г. определен в число братии Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, в следующем году рукоположен во иеродиакона, в 1825 г. поставлен скитоначальником, в 1827 г. посвящен во иеромонаха. В 1839 г. был назначен настоятелем Николаевского Черноостровского монастыря в Малоярославце, с возведением в сан игумена. В 1853 г. по состоянию здоровья освобожден от должности и вернулся в скит Оптиной пустыни, где в 1865 г. принял схиму. Стяжал дары прозорливости и чудотворения. В 1996 г. причислен к лику местночтимых святых, в 2000 г. прославлен для общецерковного почитания. Дни памяти — 7/20 августа, 11/24 октября (в Соборе преподобных оптинских старцев). На портрете прп. Антоний представлен в монашеской мантии и клобуке, с золотым наперсным крестом, с четками в руке. Обращает на себя внимание лицо старца с удивительно ясным и светлым взором, исполненным детской кротости. Простота жеста, образный и художественный строй портрета приближают его к иконе. В ЦАК МДА хранится парный портрет настоятеля Оптиной пустыни прп. Моисея (Путилова), 1855 г., работы того же автора. Оба портрета близки по размерам, написаны на традиционном для работ художника серо-фиолетовом фоне, с резко падающей тенью, внимание сосредоточено на характерных ликах старцев. По впечатлению известного писателя-путешественника А.Н. Муравьева, «в одном — строгость духовная и углубление во внутреннюю клеть своего сердца от долгого пустынножительства и соответственно своему начальническому положению; в другом — детская простота и любовь, непрестанно изливающаяся из его сердца в каждом приветливом слове и действии...» Возможно, именно эти живописные изображения украшали стены кельи оптинского старца прп. Макария (Иванова). Иеросхимонах Гавриил (Григорий Лукич Спасский, 1817—1871) — выпускник Калужской духовной семинарии. В братство Оптиной пустыни определен в 1842 г., исполнял послушания на клиросе и в «живописном искусстве», получая наставления у прп. Макария. В 1843 г. пострижен в рясофор, через год по слабости здоровья переведен из обители в скит, тогда же принял постриг в мантию. В 1845 г. посвящен во иеродиакона, в 1848 г. — во иеромонаха. В 1849—1851 гг. занимал должность казначея в Николаевском Черноостровском монастыре Малоярославца. Возвратившись в Оптину пустынь, в 1855 г. по неизлечимой болезни отчислен за штат. Является устроителем женской общины в имении А.Е. Белокопытовой (впоследствии Казанский монастырь близ Мосальска). В жизнеописании назван «хорошим иконописцем», но неизвестно, где он получил художественное образование, — скорее всего, уже в Оптиной пустыни. Им были написаны многие иконы для скитской Иоанно-Предтеченской церкви. Его кисти принадлежат также портреты прп. Макария (Иванова), прп. Льва (Наголкина), иеросхимонаха Иоанна (Малиновского), свт. Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Я. Зеленина.
|