|
Вид Макарьевского Желтоводского монастыря с полуденной стороны. 1816 год. Санкт-Петербург. А.Г. Ухтомский с рисунка М. Воробьева. Гравюра резцом. Размер в свету — 38,7х51,5 см., размер листа — 46,5х56,4 см. Внизу надписи: «Иждивениемъ и усердиемъ Настоятеля сего монастыря старца Израиля в пользу бедных и сирот», «Рис. М. Воробьева 1816» (слева), «Грав. А. Ухтомский 1816» (справа).
На нижнем поле герб архимандрита Израиля с надписью: «Въ Боге моя надежда // За отличный подвигъ на пользу церкви». Гравюра является характерным примером особого направления пейзажного жанра — изображения святых мест, получившего широкое распространение в XVIII — начале XX в. Как правило, в этих произведениях скрупулезно воспроизводятся архитектурные постройки, над монастырем, в небесах, помещается образ, в честь которого основана обитель, и ее основатель. Чаще всего подобные гравюры издавались на монастырские средства. На публикуемом произведении в небесах представлен образ «Троицы Ветхозаветной», на облаке — коленопреклоненный прп. Макарий, основатель Троицкого Желтоводского монастыря. На первом плане — Волга с плывущими парусными и весельными лодками. На втором — панорама монастыря, окруженного дамбой. На гравюре изображены пятикупольные Троицкий (1663 г.), Успенский (1651 г.) и надвратный Архангельский (1670 г.) храмы, одноглавая Макарьевская церковь (начало XIX в.), шатровая колокольня. Слева от монастыря — город Макарьев с церковью. Макарьевский Желтоводскии монастырь на Волге у оз. Желтые Воды основан в 30-е годы XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским (1349—1444 гг.). В 1439 г. разорен татарами. Возобновлен в 20-е годы XVII в. иноком казанского Тетюшевского монастыря Авраамием по указанию прп. Макария, явившегося Авраамию во сне. XVII век — время расцвета монастыря, которому во многом способствовала знаменитая Макарьевская ярмарка, учрежденная в 1641 г. В 1868 г. монастырь был упразднен вследствие разрушения из-за подмывания волжскими водами. В 1882 г. восстановлен, но уже как женский. Андрей Григорьевич Ухтомский (1771—1852) — гравер. В 1795 г. принят в Императорскую Академию художеств, учился гравированию у И.С. Клаубера, в 1800 г. окончил Академию, в 1808 г. избран в академики. С 1815 г. управлял Печатной палатой Академии художеств. В 1815—1817 гг. преподавал в гравировальном классе Академии, в 1817 г. уволен по слабости зрения. В 1821 г. получил золотую Демидовскую медаль за изобретенную гравировальную машину. В 1850 г. вышел на пенсию. Максим Никифорович Воробьев (1787—1855), художник. В десять лет был принят в Императорскую Академию художеств, где учился под руководством профессоров Т. де Томона, Ф.Я. Алексеева. В Академии ему было рекомендовано заниматься архитектурно-пейзажным видом живописи. В1809 г. участвовал в экспедиции по изучению и зарисовке исторических мест Средней России в качестве помощника Ф.Я. Алексеева. После окончания Отечественной войны 1812 г., в 1813—1814 гг., находился в Германии и во Франции при Главной квартире в качестве художника. В 1820 г. по поручению правительства предпринял путешествие в Палестину, где запечатлел все чтимые христианами места. В Русско-турецкой войне 1828 г. участвовал в качестве художника. Был весьма популярен. Среди его учеников — Л. Лагорио, М.К. Клодт, А.П. Боголюбов, И.И. Шишкин. Л. Тарасенко.
|