|
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см. Икона реставрирована. Вставки левкаса по краям, значительные утраты и потертости золота на нимбах и одеждах святых. Тонировки.
Согласно житию, известному с конца X в. мчч. Флор и Лавр, братья-камнетесы, жили во II в. в Иллирии. По приказанию правителя земли Ликаона были брошены в сухой колодец и засыпаны землей. На Руси святые братья считались покровителями лошадей и целителями, этот аспект их почитания был наиболее силен в Новгороде. Древнейшие изображения братьев-мучеников в русском искусстве относятся к XIII в. Память 18/31 августа. По преданию, сщмч. Антипа Пергамский, ученик ап. Иоанна Богослова, был епископом в Пергаме в царствование императора Нерона (54-68 гг.). Языческие жрецы подвергли его казни, бросив во чрево раскаленного медного вола. Не тронутое огнем тело святого епископа погребли в Пергаме, его гробница стала источником чудес и исцелений, особенно от зубной боли. В России почитание святителя известно с XI в. Память 11/24 апреля. Объединение святых на иконе подчеркивает общий аспект их прославления — как мучеников и целителей. Такой прием относится к числу наиболее распространенных. Однако соединение святых на иконе — редкость. В подобных композициях мчч. Флор и Лавр обычно изображались со сщмч. Власием, также покровителем скота и целителем или свт. Иаковом Иерусалимским, братом Божиим, почитавшимся в Новгороде целителем «от смертоносные язвы». Выбор святых на этой иконе, вероятно, связан с особым местным почитанием или посвящением храма и его приделов, может быть, он имеет патрональный характер. Особый интерес к этому святому проявляли «именитые люди» Строгановы. Сохранилась икона середины XVII в. «Свщм. Антипа Пергамский», написанная для Антипиевского придела церкви Похвалы Богоматери Сретенского монастыря в Сольвычегодске. Некоторые особенности стиля памятника позволяют видеть в нем произведение, выполненное на землях, принадлежавших Строгановым. Здесь в иконописных горницах, выполнявших заказы именитых бояр, сохранялись приемы мастерства, столь блистательно воплощенные в «строгановских письмах» конца XVI — первой трети XVII в. Несомненное сходство со строгановскими памятниками находим в типах ликов святых с маленьким подбородком и гладким овальным абрисом щек, в характере пропорций фигур с высокой талией, небольшим торсом, маленькими руками и ногами, стоящих на кончиках пальцев в «танцующих» позах, в легких мелких зигзагообразных пробелах и прихотливом контуре одежд, в соединении масштабных изображений с узорочьем и измельченностью деталей, в любви к эмальерной, плотной красочной поверхности. Характер письма личного напоминает работы строгановского иконописца Семена Хромого, особенно икону Богоматери «Смоленская», около 1616 г., написанную для церкви Похвалы Богоматери г. Орла, вложенную в храм Н.Г. Строгановым. Т. Нечаева.
|