|
Великомученица Екатерина, со сценами жития. Первая половина XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89,5х71,5 см. Икона реставрирована в 1970 г. Е.С. Чураковой. По краям иконы, ковчега, по стыкам досок — вставки левкаса. Многочисленные потертости красочного слоя. Тонировки.
Согласно преданию, вмц. Екатерина — дочь правителя Александрии Египетской, наделенная красотой и умом, прославившаяся глубокими познаниями в книжной премудрости, — жила при императоре Максимине (305-313). Заключенная в темницу, она обратила в христианство посетившую ее императрицу Августу со свитой. В споре о вере победила пятьдесят философов. Древнейшее житие святой составлено в первой половине X в. Симеоном Метафрастом, позже дополнено Афанасием, называвшим себя «слугой Екатерины». На Руси почитание св. Екатерины известно с домонгольского периода, ее жизнеописание вошло в славянский Пролог XII—XIII в., в конце XV — начале XVI в. поклонение св. деве-мученице расширяется благодаря принесению в Москву частиц ее мощей и посещениям русскими паломниками Синайского монастыря — места нахождения останков святой. Явление св. Екатерины Василию III перед смертью и ее особое покровительство великокняжеской семье способствовало усилению ее славы в России. Почиталась вмц. Екатерина как заступница при «исходе души» и как помощница при родах, в более позднее время к ней обращаются как к покровительнице науки. Память — 24 ноября/7 декабря. В XVI в. в русском искусстве появляется изображение святой в молении, получившее название «Моление святой Екатерины о народе». Подобная иконография с небольшими изменениями распространяется в XVII в., когда происходит нарастание почитания вмц. Екатерины после чудесного явления святой царю Алексею Михайловичу на охоте в 1658 г. и ее предсказания о рождении в царской семье дочери. В XVIII в. ее прославление как покровительницы цариц из рода Романовых расширяется, в иконографию входят западные новации. Изображение на публикуемой иконе восходит к образу «Моление вмц. Екатерины о народе», на котором запечатлен своеобразный диалог. Святая держит в руке свиток с обращением к Спасителю, Христос в ответ протягивает ей хартию. В произведении из собрания ЦАК МДА св. Екатерина простирает в молении руки, Христос подает ей развернутый свиток. На поземе представлены сцены мучений девы. Слева — «Исповедание веры вмц. Екатерины перед языческим царем Максимином»; «Подготовка колесования святой, во время которого ангел сокрушил орудия пытки и присутствующие на казни язычники уверовали в Христа»; справа — «Казнь вмц. Екатерины, усекновение ее главы»; «Ангелы переносят мощи святой на Синайскую гору». Икона принадлежит к произведениям северной русской живописи. В письме ликов мастер использует приемы живоподобия, распространенные в искусстве этого времени, но упрощая и схематизируя их. Колорит построен на традиционном для северных памятников сочетании белесых розовых и зеленых цветов, пропорции фигур укороченные, горки изображены в виде пологих холмов. Т. Нечаева.
|