АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см.
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см.
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см. Икона реставрирована Е.С. Чураковой в 1976 г. Полностью утрачено золото фона, потертость красочного слоя. Тонировки.
На нижнем поле белильная надпись: «Написанъ образъ лета 7211 от р(о)ж(де)ства Хр(и)стова 1703 году// м(е)с(я)ца июлия въ 16 день».
Основой изображения восхождения прор. Илии на Небо являются повествование в Книге Царств (4 Цар. 2:11) и богослужебные тексты. Этот сюжет известен в византийском искусстве с доиконоборческого периода, он широко использовался в качестве иллюстраций к ветхозаветным текстам и как наиболее частое изображение прор. Илии. В русском искусстве древнейшее изображение этой сцены находим в клейме псковской иконы второй половины — конца XIII в. из с. Выбуты. Распространение сюжета в русском искусстве относится к XVI в. преимущественно в Новгороде и на Русском Севере. В XVII в. он приобретает широкую известность в искусстве Поволжья. На публикуемой иконе основной сюжет дополнен несколькими сценами. Справа представлен прор. Илия, скрывающийся по Божьему велению у потока Хорафа (3 Цар. 17: 5-6). Ниже ангел посещает прор. Илию. На поле около изображения находится поясняющая надпись: «Явися // а(н)г(е)л Г(о)сп(о)д(е)н // с(вя)тому проро//ку Илие // пр(и)несе // три укру//ги хлеба// водоносе//цъ воды //и благо//слови».
Этот эпизод относится к странствиям пророка по Иудее, куда он бежал от гнева царя Ахава и где просил себе смерти у Бога (3 Цар. 19:4-7). В центре переход прор. Илии и Елисея через Иордан, когда святой взял милоть, ударил ею по воде - и река расступилась (4 Цар. 2: 8). Память прор. Илии 20 июля/2 августа.
Сложная динамичная композиции иконы сложилась в ярославской иконописи во второй половине XVI в. В XVII-XVIII вв. она почти не меняется и часто встречается в произведениях поволжских и северных мастеров. Произведение отличает повышенная экспрессия, выраженная в прихотливом остром рисунке горок и лещадок, в преувеличенно взволнованных позах, в напряженном звучании цветовых сочетаний. Мастер виртуозно владеет живописной техникой, использует излюбленный ярославскими иконописцами бакан, насыщенный зеленый, разделку складок твореным золотом, в округлых миловидных ликах добивается плавных переходов цветов. Иконографическая близость к произведениям Ярославля, экспрессия, живописное мастерство позволяют связывать этот памятник с ярославскими землями.
Т. Нечаева.
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см.
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см.
<< Назад
Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Первая половина XVII века. Русский Север. Мастерская Соловецкого монастыря (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 31,2х25 см.
 
Далее >>
Покров Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 118х88 см., надставка — 88х21 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.