|
Огненное восхождение пророка Илии. 1703 год. Ярославль. Дерево, левкас, темпера. 80,6х61 см. Икона реставрирована Е.С. Чураковой в 1976 г. Полностью утрачено золото фона, потертость красочного слоя. Тонировки.
На нижнем поле белильная надпись: «Написанъ образъ лета 7211 от р(о)ж(де)ства Хр(и)стова 1703 году// м(е)с(я)ца июлия въ 16 день». Основой изображения восхождения прор. Илии на Небо являются повествование в Книге Царств (4 Цар. 2:11) и богослужебные тексты. Этот сюжет известен в византийском искусстве с доиконоборческого периода, он широко использовался в качестве иллюстраций к ветхозаветным текстам и как наиболее частое изображение прор. Илии. В русском искусстве древнейшее изображение этой сцены находим в клейме псковской иконы второй половины — конца XIII в. из с. Выбуты. Распространение сюжета в русском искусстве относится к XVI в. преимущественно в Новгороде и на Русском Севере. В XVII в. он приобретает широкую известность в искусстве Поволжья. На публикуемой иконе основной сюжет дополнен несколькими сценами. Справа представлен прор. Илия, скрывающийся по Божьему велению у потока Хорафа (3 Цар. 17: 5-6). Ниже ангел посещает прор. Илию. На поле около изображения находится поясняющая надпись: «Явися // а(н)г(е)л Г(о)сп(о)д(е)н // с(вя)тому проро//ку Илие // пр(и)несе // три укру//ги хлеба// водоносе//цъ воды //и благо//слови». Этот эпизод относится к странствиям пророка по Иудее, куда он бежал от гнева царя Ахава и где просил себе смерти у Бога (3 Цар. 19:4-7). В центре переход прор. Илии и Елисея через Иордан, когда святой взял милоть, ударил ею по воде - и река расступилась (4 Цар. 2: 8). Память прор. Илии 20 июля/2 августа. Сложная динамичная композиции иконы сложилась в ярославской иконописи во второй половине XVI в. В XVII-XVIII вв. она почти не меняется и часто встречается в произведениях поволжских и северных мастеров. Произведение отличает повышенная экспрессия, выраженная в прихотливом остром рисунке горок и лещадок, в преувеличенно взволнованных позах, в напряженном звучании цветовых сочетаний. Мастер виртуозно владеет живописной техникой, использует излюбленный ярославскими иконописцами бакан, насыщенный зеленый, разделку складок твореным золотом, в округлых миловидных ликах добивается плавных переходов цветов. Иконографическая близость к произведениям Ярославля, экспрессия, живописное мастерство позволяют связывать этот памятник с ярославскими землями. Т. Нечаева.
|