|
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см. Таблетка реставрирована E.C. Чураковой в 1977 г. Красочный слой потерт, имеются вставки грунта, тонировки, прописи.
Небольшие иконки на холсте («на полотенцах»), покрытом левкасом, известны главным образом на Руси. Они создавались сериями, в которые входили изображения всех основных годовых праздников и святых. Иконы-святцы хранились в церквах в специальных киотах, в день и месяц соответствующего праздника или памяти святого выкладывались на аналой для поклонения. Кроме того, они могли использоваться как образцы для иконописцев. Наиболее полными и известными комплексами являются таблетки Софийского собора в Новгороде и Рождественского в Суздале. В основе изображения двунадесятого праздника «Рождество Христово» — евангельские тексты (Мф. 2:1-12; Лк. 2: 6-20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие сочинения. В центре иконы помещено ярко-красное ложе, на котором полулежит Пресвятая Дева. Позади Нее пещера с яслями-кормушкой, где находится спеленатый Младенец. Над Ним склонились вол и осел. Вверху — следующие за звездой волхвы и славословящие ангелы. Слева — сидящий Иосиф-обручник Девы Марии, перед ним — старик-пастух в звериных шкурах. Справа — омовение Младенца. Многие элементы композиции имеют символический смысл: пещера — символ Богоматери, вол и осел ассоциируются с одним из пророчеств Исайи (Ис. 1:3), фигуру старого пастуха в шкурах иногда толкуют как пророка Исайю. В русском искусстве XV в. складываются два основных типа изображения сюжета — московский и новгородский. В московском — ложе Богоматери обращено вправо, вверху изображены едущие на конях волхвы, около яслей — поклоняющиеся Младенцу Христу ангелы. В новгородском — ложе повернуто влево и вместо путешествия волхвов показано принесение ими даров. Изображение на публикуемой иконе совмещает два иконографических типа. Лежащая Богоматерь обращена влево, как на новгородских памятниках, образы путешествующих на конях волхвов и славословящих ангелов характерны для московской иконописи. Отметим также, что помещение «Зачатия св. Иоанна Предтечи» на одну таблетку с «Рождеством Христовым» не случайно, так как эти два события неразрывно соединены друг с другом. Шесть месяцев отделяют зачатие св. Иоанна Предтечи от зачатия Спасителя — Благовещения — и пятнадцать — от Рождества Христова. Характер живописи на обеих сторонах таблеток, при общей стилистической близости к памятникам новгородского круга, имеет явные различия. Автор «Рождества Христова» принадлежит к художникам, сформировавшимся в конце XV в. В его образах легко угадываются характерные черты новгородского искусства этого времени — экспрессивные позы персонажей, колорит, в котором используются красные, сине-зеленые и серо-голубые цвета, острые голубые пробела на вишневых одеждах, особый способ написания личного — розоватой охрой по светлому оливковому санкирю с энергичным выделением объемов. Вместе с тем композиция несколько перегружена, что позволяет относить написание этой стороны к более позднему времени. Образ «Зачатие св. Иоанна Предтечи» принадлежит мастеру следующего поколения. В его работе отсутствуют светлые краски, он использует плотные темные цвета с черными линиями складок на одеждах, энергичная живопись личного сменяется коричневыми плавями, положенными на близкий к ним по тону темно-коричневый санкирь. Появляются элементы пространственного деления композиции: художник на первом плане помещает изображение зубчатых розовых стен. Сочетание двух манер, ориентирующихся на искусство разных периодов, позволяет датировать икону первой половиной XVI в. Т. Нечаева, Л.Тарасенко.
|