|
Поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского. 1832 год. Москва. Неизвестный гравер. Резец, офорт, пунктир. 47,8х35 см.; 56,2х42,8 см. Лист наклеен на паспарту. Прорыв бумаги в левом верхнем углу, разрывы у верхнего и нижнего краев в центре. Вертикальный след сгиба в середине листа. Заломы по краям, помятости бумаги, пятна.
Свт. Митрофан Воронежский (1623—1703) — один из наиболее почитаемых святых Нового времени. После смерти жены, в 1663 г. священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской пустыни близ Суздаля. В 1665 г. поставлен игуменом Козмина Яхромского монастыря, в 1675 г. возглавил Макариев Унженский Троицкий монастырь, который находился под покровительством дома Романовых. С 1682 г. — первый епископ новообразованной Воронежской епархии. Был близок императору Петру I при строительстве в Воронеже русского флота. Во время предсмертной болезни принял схиму с именем Макарий. На его погребении присутствовал царь, изнеся гроб на своих плечах. В 1832 г., после обретения нетленных мощей и многочисленных чудес, состоялась канонизация святителя. Дни памяти — 23 ноября/6 декабря, 7/20 августа (первое обретение мощей) и 4/17 сентября (второе обретение мощей). Гравюра напечатана вскоре после торжественного открытия мощей святого, которое состоялось 6 августа 1832 г. при многочисленном стечении народа. Изображена рака с мощами свт. Митрофана Воронежского в интерьере Архангельского собора Воронежа, с богомольцами разных сословий. Над ракой — икона святого, в иконографии образа, написанного И.В. Шевцовым по видению во сне. Подробный текст в нижней части включил краткое житие чудотворца (официальное житие появилось только в 1838 г.), а также рассказ о его прославлении. Несомненно, гравюра была создана по благословению, а возможно, и при непосредственном участии свт. Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Благодаря его стараниям состоялась канонизация святого. Сохранилось множество изображений свт. Митрофана Воронежского 1830—1840-х годов в различных видах искусства. Они были заказаны архипастырем и предназначались для поднесения высоким гостям и раздачи паломникам. Существуют аналогичные листы с раскраской. Гравюра послужила образцом для ряда икон и композиций в клеймах: икона 1830-х годов из частного собрания (с такой же надписью), клеймо рамы 1840-х годов из Богоявленского собора в Елохове в Москве, клеймо образа «Святители Спиридон Тримифунтский и Митрофан Воронежский» около середины XIX в. из церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Изображение раки с мощами — один из самых распространенных сюжетов в житийной иконографии святителя. Я. Зеленина.
|