|
Святитель Николай Мирликийский. 1681 г. Москва. Школа Оружейной палаты. Симон Федорович Ушаков. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 34х28,3 см. Поступила в ЦАК МДА из частного собрания в 1997 г. Икона реставрирована в 1998 г. Е.С. Чураковой. Имеются потертости авторского красочного слоя, мелкие выпады краски и левкаса.
В творческом наследии самого знаменитого русского изографа XVII в. Симона Ушакова есть только один образ свт. Николая Мирликийского. Это публикуемая икона-пядница из собрания ЦАК МДА. Дата создания произведения известна благодаря автографу художника, помещенному на нижнем поле: «7189 году писал зограф Пиминъ Феодоров сынъ по прозванию Симонъ Ушаковъ». Свт. Николай представлен в традиционной иконографии: он изображен по пояс, с именословно благословляющей десницей и с закрытым Евангелием в левой руке. В верхних углах композиции облачные небесные сегменты с образами Спасителя и Богоматери, т.е. с «Никейским» чудом. В соответствии с уже выработанными к 70-м годам XVII в. принципами «живоподобия», художник моделирует личное, постепенно насыщая белилами охру и плавно переходя от теневых мест к освещенным, а завершает работу тончайшими лессировками, что создает исключительное цветовое богатство живописи. Виртуозно владея «световидной» техникой, иконописец достигает сплавленности света и цвета, являя, по словам Иосифа Владимирова, святых «оживотворенными и просветленными душой и телом». Мастерски исполнено в иконе и доличное. Одежды святителя, крышка Евангелия сплошь покрыты тончайшим орнаментом, в котором обильно использовано золото, благодаря чему создается эффект подлинной драгоценности живописной поверхности. Икона «Свт. Николай Чудотворец» была написана Симоном Ушаковым в период творческой зрелости, в те же годы, что и такие известные его произведения, как «Архангел Михаил, попирающий дьявола» 1676 г., «Троица Ветхозаветная», 1677 г., из церкви Троицы в с. Ознобишине, под Москвой, и относится к числу его наиболее тонких и выразительных произведений. Симон Федорович Ушаков, в крещении Пимен (1626-1686) — московский дворянин, выдающийся художник, реформатор русского искусства, сформулировавший и развивший основные принципы иконописи «живоподобного» стиля. Поступил на службу при царском дворе в качестве художника 4 мая 1648 г. Первое место его работы — Серебряная палата, где он был знаменщиком; одновременно писал иконы, фрески, знамена, делал рисунки для украшения ружей и т.п. С декабря 1663 г. был переведен в Оружейную палату, где проработал вплоть до своей смерти. Будучи жалованным мастером Оружейной палаты, руководил многими масштабными живописными и реставрационными работами, свидетельствовал работу иконописцев. Сохранилось большое число его подписных произведений — икон, гравюр. Свои взгляды на задачи новой иконописи он изложил в «Слове к люботщательному иконного писания», созданном не позднее 1660-х годов. О разносторонней и чрезвычайно активной деятельности Симона Ушакова свидетельствует множество документов. Л. Тарасенко.
|