|
Русская икона / Священномученик Антипа Пергамский. 1692 год. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 143х98,5 см. Священномученик Антипа Пергамский. 1692 год. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 143х98,5 см. Происходит из храма Харитона Исповедника в Москве. Синодик 1640 г. церкви Харитона Исповедника указывает, что в первой половине XVII в. здесь был придел, посвященный сщмч. Антипе Пергамскому. В 1652-1662 гг. церковь Харитона Исповедника перестроили, при этом придел Антипы Пергамского, видимо, не сохранился. Икона прошла реставрацию в 80-х годах XIX в. По стыкам досок имеются трещины со вставками левкаса и тонировками. Авторский красочный слой потерт, особенно золото на одеждах. Тонировки по всей поверхности. Нимб (золото, обводка), кресты на омофоре с элементами реконструкции.
Надпись на нижнем поле иконы: «Написанъ сей с(вя)щенный образъ по обещанию сея ц(е)ркви приходскаго ч(е)л(о)века Iоанна Павлова седмь тысящъ двусота [г]ода апрелия 13 числа а обновлена (здесь вставка) года июниа 26 дня». Монументальный образ сщмч. Антипы епископа Пергамского написан московским изографом, прошедшим выучку в Оружейной палате и, безусловно, входившим в число видных московских мастеров конца XVII в. К сожалению, имя иконописца не сохранилось ни во вкладной надписи на иконе, ни в церковном предании. Антипа епископ Пергамский был широко почитаем на Руси, и его изображения были достаточно распространены в иконописи, о чем можно судить по количеству храмов и престолов, ему посвященных. Вместе с тем единоличных монументальных образов святого сохранилось мало, и публикуемая икона представляет собой большую редкость. Поясное прямоличное изображение епископа, именословно благословляющего предстоящих, в левой прикровенной руке держащего Евангелие, вполне традиционно. Худощавый, чуть вытянутый лик Антипы с правильными чертами благообразен. Изограф уверенно моделирует лик и руки с помощью почти белого охрения, положенного на выпуклых местах и создающего ощущение светотени. Палево-розовая фелонь, расшитая золотом и серебром, омофор с крупными крестами и золотым орнаментом и штриховкой, передающей фактуру и переливы шелка, чрезвычайно декоративны. На золотой крышке Евангелия, имитируя чернь, популярную в реальных богослужебных предметах и поэтому часто воспроизводимую на иконах, художник изобразил Распятие и четырех евангелистов. Светло-зеленый фон и оливковые поля дополняют изысканную цветовую гамму иконы и создают характерный для иконописи конца XVII в. колорит. На верхнем поле иконы, в центре, помещено изображение «Спаса Нерукотворного». Надпись, расположенная на нижнем поле, сообщает о годе создания иконы и ее заказчике. Икона была закончена 13 апреля 1692 г., а поновлена 26 июня (цифры, обозначающие год, не сохранились), датирующая надпись также поновлялась. Указанный год не противоречит стилистике иконы. Вклад по обету в церковь, где находился ранее придел сщмч. Антипы Пергамского, иконы этого очень чтимого святого, считавшегося «целителем многих недугов», пришелся на 13 апреля, т.е. через два дня после празднования дня его памяти. Интересно, что в день празднования святому, 11 апреля 1692 г., во священники Харитоньевской церкви поступил новый иерей, Иоанн Матвеев, впоследствии весьма влиятельный и известный деятель Церкви. Не исключено, что между назначением Иоанна Матвеева в Харитоньевский храм и появлением обетной иконы существует связь. Л. Тарасенко.
|