|
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см. Приобретена у частного лица в 1957-1958 годах. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки в правом нижнем углу и по стыкам. По всей поверхности мелкие чинки и тонировки.
Образ Богоматери, получивший в XVII в. название «Грузинская», является одним из вариантов типа Одигитрии. Он известен на Руси уже с XV в. и практически симметрично повторяет иконографию «Богоматери Иерусалимской», чтимой корсунской святыни, которая, по церковному преданию, была написана евангелистом Лукой. Этот образ издревле хранился в новгородском Софийском соборе. Видимо, его местное почитание обусловило то, что списков икон Богородицы, как «Иерусалимской», так и «Грузинской», в новгородских землях бытовало немало. В XVII в. в Черногорском монастыре Архангельской епархии прославилась икона Богоматери, привезенная из Персии, где она оказалась после покорении Грузии шахом Аббасом I. Несмотря на некоторые отличия в иконографии грузинской иконы и образов Богоматери типа публикуемого, за последними утвердилось название «Грузинская», что подтверждается описями XVII в. Для «Грузинской» иконы Богоматери характерно изображение Младенца Христа справа. Его поза близка к той, что мы видим в «Тихвинской» иконе Пресвятой Богородицы. Особенностью, придающей редкую декоративность и нарядность образу, является рисунок отворотов мафория, как правило, яркого розового цвета. Обильное использование разбеленной киновари (испод мафория, дробницы с надписями), сочетающейся с зеленым, красно-коричневым и светло-коричневым цветами, создает характерный колорит иконы из собрания ЦАК МДА. Колористическая гамма, письмо личного, в котором темная розоватая охра положена по коричневому санкирю, а скупые пробела едва намечают форму; наконец, суровость образа — все это имеет аналогии в произведениях Русского Севера. Л. Тарасенко.
|