|
Деисус. Конец XVII — начало XVIII века. Медный сплав, литье. Средник — 8,1х4 см., боковые пластины — 8,1х3,5 см. Дефекты отливки со сквозными отверстиями на иконе «Архангел Михаил». Царапины. Пятна коррозии, патина.
По своей значимости и разработанности иконография деисуса, известная в произведениях меднолитой пластики с конца XV — начала XVI в., занимает центральное место. Отличительной особенностью комплекса из собрания ЦАКа является составной характер композиции, все части которой подчинены воплощению идеи заступничества, моления о прощении грехов человечества перед Христом, восседающим на престоле как высший судия. В представленном ряду икона с изображением Спаса на престоле является центром, выделяясь не только местом положения, но и увеличенными размерами. По сторонам от главного образа — отдельные пластины с ростовыми фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Архангелы и апостолы, замыкающие ряд, изображены в легком движении к центру. Вся эта семифигурная композиция должна была монтироваться на деревянной основе, о чем свидетельствуют небольшие выступы по верхнему и нижнему краям пластин. Образцом для такого тщательно продуманного ансамбля, воплощенного в металле, стал деревянный резной чин походного иконостаса, в котором прямоугольные иконы-пластины могли вставляться в расписные тябла. Подобные резные расписные доски получили широкое распространение в XVII в. и известны в музейных собраниях. Среди памятников резьбы по дереву известны и целые походные складни-иконостасы, состоящие из деисусного, праздничного и пророческого рядов. Изображения на одном таком деревянном складне, как и на меднолитом комплексе из собрания ЦАКа, имеют килевидное обрамление, фигуры также плотно вписаны в пространство пластин, передан тот же ритм движения к центру. Меднолитой составной «Деисус» из собрания ЦАКа, повторяющий композицию одного ряда резного походного иконостаса, представляет значительный интерес как редкий памятник конца XVII — начала XVIII в. Е. Зотова.
|