АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Деисус. Конец XVII — начало XVIII века. Медный сплав, литье. Средник — 8,1х4 см., боковые пластины — 8,1х3,5 см.
Деисус. Конец XVII — начало XVIII века. Медный сплав, литье. Средник — 8,1х4 см., боковые пластины — 8,1х3,5 см.
Дефекты отливки со сквозными отверстиями на иконе «Архангел Михаил». Царапины. Пятна коррозии, патина.
По своей значимости и разработанности иконография деисуса, известная в произведениях меднолитой пластики с конца XV — начала XVI в., занимает центральное место. Отличительной особенностью комплекса из собрания ЦАКа является составной характер композиции, все части которой подчинены воплощению идеи заступничества, моления о прощении грехов человечества перед Христом, восседающим на престоле как высший судия. В представленном ряду икона с изображением Спаса на престоле является центром, выделяясь не только местом положения, но и увеличенными размерами. По сторонам от главного образа — отдельные пластины с ростовыми фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Архангелы и апостолы, замыкающие ряд, изображены в легком движении к центру. Вся эта семифигурная композиция должна была монтироваться на деревянной основе, о чем свидетельствуют небольшие выступы по верхнему и нижнему краям пластин.
Образцом для такого тщательно продуманного ансамбля, воплощенного в металле, стал деревянный резной чин походного иконостаса, в котором прямоугольные иконы-пластины могли вставляться в расписные тябла. Подобные резные расписные доски получили широкое распространение в XVII в. и известны в музейных собраниях. Среди памятников резьбы по дереву известны и целые походные складни-иконостасы, состоящие из деисусного, праздничного и пророческого рядов. Изображения на одном таком деревянном складне, как и на меднолитом комплексе из собрания ЦАКа, имеют килевидное обрамление, фигуры также плотно вписаны в пространство пластин, передан тот же ритм движения к центру. Меднолитой составной «Деисус» из собрания ЦАКа, повторяющий композицию одного ряда резного походного иконостаса, представляет значительный интерес как редкий памятник конца XVII — начала XVIII в.
Е. Зотова.
Деисус. Конец XVII — начало XVIII века. Медный сплав, литье. Средник — 8,1х4 см., боковые пластины — 8,1х3,5 см.
Деисус. Конец XVII — начало XVIII века. Медный сплав, литье. Средник — 8,1х4 см., боковые пластины — 8,1х3,5 см.
<< Назад
Дарохранительница. 1797 год. Москва. Мастер Г.Ф. Копылов. Серебро; литье, чеканка, чернь, золочение, монтировка. 55,9х21,1 см.
 
Далее >>
Крест наперсный. XVI век. Псков. Серебро, золочение, скань, аметисты, горный хрусталь, бирюза, альмандины, жемчуг, перламутр. 14х10х1,3 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.