АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см.
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см.
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см. Икона реставрирована. На полях значительные тонированные вставки грунта. Утраты и потертости красочного слоя, золото нимбов утрачено.
На нижнем поле фрагменты надписи: Молится сему...//...дра[нику]...
Как следует из надписи, икона была выполнена по заказу и явилась вкладом в храм, сделанный прихожанином, имя которого в тексте не сохранилось.
Иконописец обращается к иконографическому варианту «Святой Троицы», получившему наименование «Гостеприимство Авраама». Традиционное изображение сюжета дополняется многочисленными сценами, описанными в Книге Бытия, 18. В них подробно иллюстрируется повествование о приходе к праотцу Аврааму «трех мужей», в которых старец распознал посетившего его Бога.
В нижней части представлены три ангела, сидящие за длинным столом. В центре — Бог Сын, около Его головы помещена монограмма Христа — «IС ХС». Слева ангелам предстоят праведные Авраам и Сарра. Старец стоит у стола, в окне палаты видна его жена. Над ними вверху приготовление трапезы: Авраам закалывает тельца, Сарра месит хлеб. В палатах под дубом Мамврийским сидит Авраам, прославленный своим нищелюбием и гостелюбием, в ожидании путников. Рядом старец омывает ноги странникам, оказывая им почтение по восточному обычаю.
В правой части — две сцены: Авраам встречает и провожает Святую Троицу.
Иконы, в которые вводятся дополнительные сцены, иллюстрирующие ветхозаветный текст, получают известность в искусстве России с XVI в. в связи с появлением и распространением русского перевода Ветхого Завета, особенно печатного издания «Острожской Библии», изготовленного в 1580 г. в типографии Ивана Федорова. В XVII в. интерес к этой иконографии расширяется, присущая ей повествовательность привлекает как столичных, так и провинциальных иконописцев.
Публикуемый образ выполнен в регионе Верхнего Поволжья, возможно, на территории Тверской губернии. Произведения местных мастеров отличает своеобразный колорит, в котором используются характерные оттенки темно-синего, оранжевого и темно-зеленого цветов. Аналогичная гамма обнаруживается в происходящей из тверских земель иконе «Ап. Иоанн Богослов с житием». В этих же местах имели хождение близкие иконографические образцы. Сходную композицию находим в иконах того же времени из частного собрания (Москва) и из ростовской церкви св. Иоанна Предтечи.
Т. Нечаева.
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см.
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см.
<< Назад
Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 110х83,8 см.
 
Далее >>
Успение Пресвятой Богородицы. Середина — третья четверть XVI века. Западная Украина. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 116,5х89 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.