|
Троица Ветхозаветная с бытием. Последняя треть XVII века. Верхнее Поволжье. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 91,4х75,9 см. Икона реставрирована. На полях значительные тонированные вставки грунта. Утраты и потертости красочного слоя, золото нимбов утрачено.
На нижнем поле фрагменты надписи: Молится сему...//...дра[нику]... Как следует из надписи, икона была выполнена по заказу и явилась вкладом в храм, сделанный прихожанином, имя которого в тексте не сохранилось. Иконописец обращается к иконографическому варианту «Святой Троицы», получившему наименование «Гостеприимство Авраама». Традиционное изображение сюжета дополняется многочисленными сценами, описанными в Книге Бытия, 18. В них подробно иллюстрируется повествование о приходе к праотцу Аврааму «трех мужей», в которых старец распознал посетившего его Бога. В нижней части представлены три ангела, сидящие за длинным столом. В центре — Бог Сын, около Его головы помещена монограмма Христа — «IС ХС». Слева ангелам предстоят праведные Авраам и Сарра. Старец стоит у стола, в окне палаты видна его жена. Над ними вверху приготовление трапезы: Авраам закалывает тельца, Сарра месит хлеб. В палатах под дубом Мамврийским сидит Авраам, прославленный своим нищелюбием и гостелюбием, в ожидании путников. Рядом старец омывает ноги странникам, оказывая им почтение по восточному обычаю. В правой части — две сцены: Авраам встречает и провожает Святую Троицу. Иконы, в которые вводятся дополнительные сцены, иллюстрирующие ветхозаветный текст, получают известность в искусстве России с XVI в. в связи с появлением и распространением русского перевода Ветхого Завета, особенно печатного издания «Острожской Библии», изготовленного в 1580 г. в типографии Ивана Федорова. В XVII в. интерес к этой иконографии расширяется, присущая ей повествовательность привлекает как столичных, так и провинциальных иконописцев. Публикуемый образ выполнен в регионе Верхнего Поволжья, возможно, на территории Тверской губернии. Произведения местных мастеров отличает своеобразный колорит, в котором используются характерные оттенки темно-синего, оранжевого и темно-зеленого цветов. Аналогичная гамма обнаруживается в происходящей из тверских земель иконе «Ап. Иоанн Богослов с житием». В этих же местах имели хождение близкие иконографические образцы. Сходную композицию находим в иконах того же времени из частного собрания (Москва) и из ростовской церкви св. Иоанна Предтечи. Т. Нечаева.
|