|
Покров Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 118х88 см., надставка — 88х21 см. Дар настоятеля Богоявленского патриаршего собора протопресвитера Николая Колчицкого. Икона реставрирована. Икона является врезком в новую доску, боковые и нижнее поля новые, ковчег не сохранился. По краям и по центру — крупные вставки грунта. Части боковых фигур, изображения по центру сверху донизу реконструированы. Золото сильно утрачено, надпись новая.
Храмовая икона Покровской церкви МДА, находится в местном ряду справа от царских врат. Праздник Покрова Богоматери был установлен на Руси в 60-е годы XII в., при владимирском князе Андрее Боголюбском. В основе изображения рассказ из жития блж. Андрея Юродивого (X в.) о видении ему во время службы во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, которая вошла в храм в сопровождении св. Иоанна Предтечи, ап. Иоанна Богослова и сонма святых, молилась у алтаря, а затем простерла над народом свой мафорий, который «блистал паче лучей солнечных». По преданию, в этом храме хранилась риза Богоматери, принесенная из Иерусалима. Древнейшее сохранившееся изображение праздника находится на пластине западных врат Суздальского собора, 1230-1233 гг. Не позднее XIV в. складываются два основных иконографических извода — новгородский и среднерусский (суздальский). В среднерусском мафорий держит Богоматерь, в новгородском — ангелы. В последнем видят отражение «обыкновенного чуда», совершавшегося во Влахернском храме каждую пятницу, когда во время всенощной службы покров над иконой Богоматери поднимался и оставался в таком положении до воскресенья. Иконография иконы из ЦАК МДА принадлежит к другому типу — восходящему к изображению на новгородской таблетке конца XV в., который в XVI в. получил общерусское распространение. В нем происходит объединение двух главных изводов и появляются существенные дополнения. Богоматерь представлена в позе оранты, распростертый покров поддерживают ангелы, над Ней в окружении Небесных сил изображен Иисус Христос. Особенностью иконы из ЦАКа является помещение фигуры Христа под покровом, а не над ним, как в других подобных композициях. Рядом с Богоматерью находятся святые, расположенные по чинам святости, по сторонам — св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов со свитками в руках. Внизу на амвоне — прп. Роман Сладкопевец, автор кондаков, посвященных Богоматери, и славословящие вместе с ним ангелы. Справа — свидетели чуда, блж. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. К иконографическим новациям XVI в. относятся изображения среди народа — патриарха Тарасия (784-806), борца с еретиками и защитника почитания икон Богоматери; императора Льва VI Мудрого, при котором произошло чудо; и императрицы Феофании со свитой; а также помещение вверху слева сюжета — «Явление Богоматери прп. Роману». В сонном видении он получает от Пресвятой Девы свиток, проглотив который, обретает дар песнопения. Наиболее близка по иконографии представленному памятнику среднерусская икона конца XVI в. «Покров Богоматери» из ГМЗК. Внизу прямоугольная позднейшая надставка с текстом Тропаря: «Днесь благовернии людие светло празднуем...» Празднование 1/14 октября. Т. Нечаева.
|