|
Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Первая половина XVII века. Русский Север. Мастерская Соловецкого монастыря (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 31,2х25 см. Икона реставрирована. Живопись на полях и надпись на верхнем поле поздние. На нижнем поле реставрационная проба, на ней виден первоначальный золотой фон с киноварной опушью. Тонировки.
На иконе изображен Соловецкий монастырь на острове в Белом море (основан в первой половине XV в.). Внутри ограды видны главные монастырские храмы, построенные при игумене Филиппе (Колычеве), будущем московском митрополите. Справа — Спасо-Преображенский собор (1558-1566 гг.) в виде пятиглавого храма, рядом башня, увенчанная рундуком (лестничный всход, 1602 г.), над церковным порталом помещен образ Спасителя, по обе стороны от него в молении предстоят прп. Зосима и Савватий, основатели монастыря. К собору примыкает одноглавый Никольский храм (1584 г.). Слева трехглавый храм с трапезной под двускатной крышей — Успенская церковь (1552-1557 гг.). Между храмами располагается колокольня, состоящая из трех столпов под шатровой крышей. Такая же колокольня представлена на иконе первой половины XVII в. из ГТГ. Колокольни на иконах второй половины XVII в. имеют вид здания с тремя шатрами. В целом изображение монастыря аналогично миниатюре Лицевого списка жития прп. Савватия и Зосимы, 1623 г., и восходит к виду монастыря, запечатленному на иконе «Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких» 1566-1568 гг. из Успенского собора Московского Кремля. Иконы с точным воспроизведением места подвига святого появляются в русском искусстве с середины XVI в. Это изображения обителей, в которых подвизались русские подвижники. Такие образы получили название «иконы основания». При игумене Филиппе в монастыре происходит обновление и усиление почитания святых основателей монастыря, собираются для поклонения их вещи, устанавливается крест на месте поселения прп. Савватия, создается новая расширенная редакция жития преподобных, канонизированных на Московском соборе в 1547 г. Прославление святых способствовало распространению «икон основания». Изображение Соловецкой обители в новом иконографическом типе получило довольно широкое распространение во второй половине XVI-XVII в. В XVII-XVIII вв. в России происходит расширение и развитие этой иконографической новации. Монастырь окружает темно-синее море, в волнах которого на первом плане можно видеть белильные очертания фантастического морского зверя. Сочетание темных, насыщенных цветов, синего, розово-коричневого, охры и сияющего белого создает своеобразный колорит иконы, характерный для произведений северной русской иконописи. Память прп. Савватия — 27 сентября/10 октября. Память прп. Зосимы – 17/30 апреля и 8/21 августа (перенесение мощей святых). Т. Нечаева.
|