|
Архангел Михаил. Деисусный чин. Вторая половина XVI века. Новгородская провинция. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 104,5х30,8 см. Иконы реставрированы Е.С. Чураковой в 1967 г. Фон икон утрачен, тонировки, надписи новые.
Иконы входили в деисусный ряд высокого иконостаса, появившегося в русском искусстве в конце XIV в. В деисусе (греч. моление, прошение) архангелы Михаил и Гавриил, служители Бога, входящие в число Небесных сил бесплотных, пребывают перед Христом в молитвенном предстоянии за род человеческий вместе с прославленными святыми. Архангелы представлены в рост в хитонах с широкими каймами на плечах и подолах, в руках они держат жезлы — символы небесного посланничества — и зерцала с монограммой Христа, которые так же, как и тороки на головах архангелов, являются знаками постоянной готовности к принятию ими воли Божией. Плащи архангелов застегнуты у шеи и переброшены через руку. Такой способ драпировки представляет весьма редкое соединение двух приемов написания плащей, распространенных в Новгороде и Москве. В Новгороде наиболее известен способ драпировки через руку, при котором остается открытым одно плечо. Древнейшее подобное изображение находим в иконах иконостаса, написанного мастером Аароном в 1438 г. в Софийском соборе в Новгороде. В Москве и других центрах чаще использовался другой прием: плащ архангела, облаченного в одежды с лором (длинная широкая лента), скреплен у ворота и перекинут за спину или застегнут на груди и закрывает плечи. Соединение двух этих способов не имеет аналогий в памятниках столичных центров и подкрепляет предположение о провинциальном происхождении мастера. На это же указывают чрезмерно вытянутые фигуры с непропорционально маленькими руками и ногами и слишком низко расположенными коленями. Изображения архангелов не умещаются в поле ковчега, плоскости одежд покрыты мелкими дробными складками и отдельными точками, которые можно наблюдать на многих провинциальных памятниках северо-восточного региона, в том числе и на ростовских иконах. Однако в этой иконе, несмотря на наличие черт ростовской живописи, более значительным кажется влияние новгородской художественной традиции. На нее указывают колорит, построенный на сочетании насыщенных зеленых и красных цветов, а также использование обильной «жемчужки» в орнаментике. Овальные лики с тяжелой нижней частью и широкой тенью по абрису щеки и подбородка напоминают святых на иконах деисусного чина 1599 г. из церкви Успения д. Никулино в Новгородской области, из ГЭ, также принадлежащие к новгородской провинциальной живописи. Т. Нечаева.
|