|
Святитель Спиридон Тримифунтский. Конец XVII — начало XVIII века. Греция. Дерево, левкас, темпера. 88,5х53,6 см. Икона реставрирована. Нижний край доски опилен. Тонированные вставки левкаса, особенно крупные на левом колене и правой ноге. Прописи на лике.
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. в 348 г.) прославился своей благочестивой жизнью и неустанным служением в сане епископа города Тримифунта на Кипре в IV в. День памяти 12/25 декабря. Святитель обладал даром провидения и чудотворения, после смерти у его мощей происходили различные исцеления. Он широко почитался во всей Византийской империи, особенно на Кипре, где родился и служил, и на Корфу, где с 1460 г. находятся его мощи. Иконография святого, представленного с седой заостренной раздвоенной бородой, в плетеной шапочке и с закрытым Евангелием на левой руке, традиционна. Один из первых канонических примеров сохранился в Минологии Василия II, 979-989 гг. Форма головного убора святителя объясняется тем, что он был пастухом в юности. Тип изображения святителей на троне распространяется только в поздневизантийский период, среди подобных образов — икона «Святой Спиридон» из греко-православной церкви Петра и Павла в Неаполе (художник Константинос Триандафилос, 1782 г.). Традиция украшать одежды различными сюжетами появляется в поствизантийской живописи и встречается не часто. Изображения на иконе принадлежат к наиболее распространенным: на палице — Христос, восставший из гроба в мандорле славы, по краям — символы евангелистов; на епитрахили — образы апостолов в овальных картушах; на левом поруче — сцена Благовещения; на окладе Евангелия — крест с распятым Христом и плачущими ангелами по сторонам. Манера изображения одежд отличается тонкими цветовыми сочетаниями высветленных тонов и изобильным декорированием, что характерно для конца XVII — первой половины XVIII в.: бледно-розовая фелонь украшена золотым крупным растительным орнаментом, по светлой серо-голубой ризе выполнены золотом пятилепестковые розетки, на бело-голубом омофоре — красные и золотые цветы. Золотой трон также изукрашен различными орнаментами, его спинка завершается головками ангелов и львиными масками, две звериные морды можно различить и в рисунке ножек трона. Характер живописи личного позволяет датировать икону концом XVII — началом XVIII в.: лик написан активными розовато-белильными высветлениями по охристому санкирю, тени усилены, мелкие регулярные движки образуют достаточно плотную и подвижную материю. Подобные черты соотносятся с такими произведениями греческих мастеров, как «Святитель Николай» Эммануила Тцанеса, 1683 г.; «Иоанн Предтеча» Андреаса Карадиноса, первое десятилетие XVIII в., Византийский музей в Афинах; «Дионисий Ареопагит» Парфениоса Канкелариса, 1729 г. Велика вероятность, что подобное крупное произведение могло быть выполнено для одного из храмов Корфу, но общий тип и система характерны для всей иконописи Северной Греции и больших островов и не позволяют точно определить регион. Выводы не могут быть подкреплены и дополнены именем мастера, ибо сохранились лишь фрагменты текста на подножии трона — «... рука иеро...» — вероятно, иеромонаха, что, однако, не проясняет ситуации, так как многие художники являлись священниками и монахами. Н.Герасименко.
|