|
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см. Параманный крест предназначается для монахов. Его носят под верхней одеждой на груди. С помощью двух ушек, размещенных на вертикальной ветви креста, он соединяется шнурами с широким платом — параманом, который надевается на спину.
О монашеской принадлежности креста свидетельствуют изображения Евангелия и скрижалей Моисея, в XIX в. часто помещаемых также на «постригальных» крестах, использовавшихся в обряде пострижения иноков. Эти образы олицетворяли преемственность Ветхого и Нового Заветов. На каменных плитах Моисея был начертан Закон, данный израильтянам Богом. Христос дополнил его и расширил в заповедях Евангелия, соблюдение которых необходимо каждому христианину. В монастырских изделиях подчеркивался прежде всего этот смысловой оттенок: исполнение монашеских обетов. Образ церковной чаши в средокрестии на оборотной стороне креста восходит к композиции орудий Страстей Христовых, особенно популярной в XVII—XVIII вв. В XIX в. изображение потира встречается именно на крестах. Оно концентрирует в себе понятия жертвы и спасения, исполнения своего предназначения и «жизнь вечную». Чаша напоминает о молении Христа в Гефсиманском саду, а также таинство причастия. Близкую символику несет изображение Гроба, помещенное ниже. Как Господь умер, чтобы затем воскреснуть, мирской человек, становясь монахом, умирает для мира, чтобы родиться заново во Христе. Крест с памятной надписью предназначался прежде всего для паломников монашеского звания. Он является интересным свидетельством об изготовлении в Соловецком монастыре резных памятных предметов. О значительности их производства можно судить по двум подобным крестам в собрании ЦАКа (но без датирующих надписей), произведениям из СПМЗ, ГЭ, а также овальным иконкам из частной коллекции и музея г. Каргополя. Е. Давыдова.
|