АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см.
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см.
Параманный крест предназначается для монахов. Его носят под верхней одеждой на груди. С помощью двух ушек, размещенных на вертикальной ветви креста, он соединяется шнурами с широким платом — параманом, который надевается на спину.
О монашеской принадлежности креста свидетельствуют изображения Евангелия и скрижалей Моисея, в XIX в. часто помещаемых также на «постригальных» крестах, использовавшихся в обряде пострижения иноков. Эти образы олицетворяли преемственность Ветхого и Нового Заветов. На каменных плитах Моисея был начертан Закон, данный израильтянам Богом. Христос дополнил его и расширил в заповедях Евангелия, соблюдение которых необходимо каждому христианину. В монастырских изделиях подчеркивался прежде всего этот смысловой оттенок: исполнение монашеских обетов.
Образ церковной чаши в средокрестии на оборотной стороне креста восходит к композиции орудий Страстей Христовых, особенно популярной в XVII—XVIII вв. В XIX в. изображение потира встречается именно на крестах. Оно концентрирует в себе понятия жертвы и спасения, исполнения своего предназначения и «жизнь вечную». Чаша напоминает о молении Христа в Гефсиманском саду, а также таинство причастия.
Близкую символику несет изображение Гроба, помещенное ниже. Как Господь умер, чтобы затем воскреснуть, мирской человек, становясь монахом, умирает для мира, чтобы родиться заново во Христе.
Крест с памятной надписью предназначался прежде всего для паломников монашеского звания. Он является интересным свидетельством об изготовлении в Соловецком монастыре резных памятных предметов. О значительности их производства можно судить по двум подобным крестам в собрании ЦАКа (но без датирующих надписей), произведениям из СПМЗ, ГЭ, а также овальным иконкам из частной коллекции и музея г. Каргополя.
Е. Давыдова.
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см.
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см.
<< Назад
Видение лествицы праотцу Иакову. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 119,5х63,5 см.
 
Далее >>
Крест-Распятие. 1842 год. Москва. Мастер Е.И. Закаткин. Дерево, резьба. 23,6х12,4 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.