|
Преподобный Серафим Саровский, в ближней пустыньке. Последняя четверть XIX века. Литографская мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, грунт, хромолитография. 45х35,5 см. Реставрирован Е.С. Чураковой в 1980-е годы. Холст обрезан по краю изображения. Дублирован на холст, натянутый на новый подрамник. Тонировки. Потертости поверхности, особенно по кракелюру.
На изображении, созданном в достаточно редкой технике хромолитографии на ткани, преподобный Серафим Саровский представлен в ближней пустыньке, рядом с Богословским источником. Наиболее ранние варианты этого сюжета — на литографии 1848 г., на акварели «Сказания» иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) 1849 г. в подносном экземпляре императрицы Александры Федоровны. Однако на хромолитографии согбенная фигура старца изображена в необычном профильном повороте, в стремительном движении. Подобных иконографических вариантов не известно, возможно, в основе образа — несохранившийся живописный оригинал. Произведения литографской мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря, как правило, являлись переводом прижизненных и ранних, особо почитаемых портретов преподобного, и в данном случае точно переданы портретные особенности его лика. Дивеевская литография была образована «по мысли Высокопреосвященнейшего Иоанникия» (Руднева), занимавшего нижегородскую кафедру в 1873—1877 гг. Возрастающие почитание преподобного Серафима Саровского во всех слоях русского общества привело к необходимости создания большого числа его изображений, что стало возможным благодаря собственной печатной мастерской. Уже первые монастырские эстампы, датированные 1875—1876 гг., выполнены на высоком профессиональном уровне. Многие из работ, преимущественно 1870-х годов имеют в поле изображения авторские подписи, что в целом не характерно для монашеского творчества. В литографии работали сестры Татьяна Перова, Анна Савельева, Евгения Лапина, Евдокия Петрова, Прасковья Земенкова, Анна Захарова. Одновременно с традиционной и тоновой литографией появились образцы цветной печати, преимущественно на ткани, с необычным монохромным колоритом, в котором преобладал коричневый цвет. Наиболее ранний пример — икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость») 1877 г., с дарственной надписью игуменьи Марии (Ушаковой) на обороте (Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь). Грунтованный холст с напечатанным изображением натянут на подрамник, воспринимается как живописный образ. Значительная группа подобных произведений с образом прп. Серафима, без подписей с выходными сведениями, сохранилась в РНБ, может быть датирована последней четвертью XIX столетия. Я. Зеленина.
|