|
Икона Божией Матери «Владимирская» с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими на полях. Третья четверть XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32,7х25,1 см. Икона в процессе реставрации. Имеются многочисленные выпады и чинки левкаса. Утраты красочного слоя. Характер утрат левкаса говорит о том, что икона была под окладом.
На этой иконе воспроизведен чудотворный образ «Богоматерь Владимирская» XII в., пользующийся исключительным почитанием в Русской Православной Церкви. Древняя византийская икона «Богоматерь Елеуса» (грен. Умиление, Милующая) была привезена из Константинополя на Русь около 1130 г. и помещена в женском Вышгородском монастыре близ Киева. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский (1110-1174, память 4/17 июля), уезжая из Киева, взял с собой во Владимир эту икону. Во Владимире-на-Клязьме он поставил ее в Успенском соборе. По месту своего пребывания и прославления она получила название «Владимирской». Уже в XII в. было написано Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери, позднее положенное в основу пространного сочинения, посвященного этой святыне. Первый раз икона была принесена в Москву в 1395 г., когда городу угрожали войска Темир-Аксака (Тамерлана), но затем возвращена во Владимир. В 1480 г. образ был установлен в Успенском соборе Московского Кремля — главном храме Древней Руси. В настоящее время икона хранится в домовом храме Государственной Третьяковской галереи (Москва) — церкви Николы в Толмачах. Празднования в ее честь совершаются трижды в год: 26 августа/8 сентября (в память об избавлении от нашествия Тамерлана в 1395 г.), 23 июня/6 июля (в благодарность Божией Матери за чудесную помощь через Владимирскую Ее икону при нашествии хана Ахмата в 1480 г.), а также 21 мая/3 июня — в воспоминание чуда при набеге на Москву объединенного войска крымских, ногайских и казанских татар. Широкое народное почитание иконы от древности и до наших дней выразилось в огромном количестве списков с чудотворного образа. В публикуемом списке «Владимирской» мастер точно повторил типы ликов, позу Младенца, расположение Его рук и ног, наклон головы Девы Марии византийской иконы, несколько изменив ее пропорциональный строй. Как и в древней святыне, скорбный взгляд Девы Марии обращен к предстоящим. Изображение Богоматери с Младенцем дополнено образами соловецких чудотворцев. Помещение на полях иконы святых — древняя распространенная традиция. Это могли быть патрональные святые заказчика и членов его семьи, святые — помощники в различных областях жизни, целители. Изображение свв. Зосимы (ум. в 1478 г., память 17/30 апреля) и Савватия (ум. между 1437 и 1462 гг., память 27 сентября/10 октября) в данном случае могло быть связано и с тем, что Владимирская икона предназначалась для вклада в церковь, посвященную этим святым, или в основанный ими монастырь. Тонкое многослойное письмо ликов, выполненное с большим мастерством, благородство рисунка и пропорций говорят о московском происхождении иконописца; особенности колорита и драматизм образного строя находят аналогии в произведениях грозненского времени. Л. Тарасенко.
|