|
Балканы Христос Пантократор. XVII век. Северные Балканы. Дерево, паволока, левкас, темпера, резьба по левкасу. 99,5х71 см. Неровная трещина с разрывом паволоки по стыку досок. Гвозди и гвоздевые отверстия вокруг головы Христа и кисти правой руки. Сколы левкаса на одеждах и фоне. Сильная потертость красочного слоя на изображении правой руки.
Поясное изображение Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и с закрытым Евангелием в левой, — один из наиболее распространенных образов в византийской и поствизантийской иконописи. Расположение гвоздевых отверстий показывает, что на иконе был венец и что благословляющая десница Христа была покрыта металлом. Подобная традиция была широко распространена в Греции и на Балканах, особенно при украшении почитаемых и чудотворных икон. Очевидно, «Пантократор» являлся одним из таких моленных образов, стоявших или в иконостасе у царских врат, или отдельно как поклонный образ. Регион, где могла быть создана эта икона, достаточно обширен. В произведении переплелись влияния различных живописных центров. Художественный строй образа основан на греческой традиции, но четкая выписанность форм, многократный контур близко поставленных миндалевидных глаз, коричневый абрис тонкого удлиненного носа с широкими крыльями, свидетельствуют о балканском происхождении мастера. Этот мастер мог быть как славянином, впитавшим греческую культуру, так и греком, постоянно жившим в славянской среде. В живописи использовано очень много золота: ассист практически сплошь покрывает хитон и гиматий Христа, золотом обозначена кайма оплечья и клав. Золотой фон декорирован крупным растительным орнаментом в виде цветов и изгибающихся стеблей, выполненных резьбой по левкасу. На нимбе — мелкий витиеватый орнамент. Такое обильное золочение не свойственно греческим мастерам. Тип и манера исполнения орнамента также отражают иной, несколько провинциальный, вкус — стремление к яркости, звучности, пышности. Письмо личного с достаточно резким контрастом темно-коричневого санкиря и разбеленно-розоватого охрения, характер складок и золочения указывают на XVII в. как время создания иконы. В качестве одной из аналогий может быть назван «Христос Пантократор» XVII в. из музея монастыря Выратек (Румыния). Н.Герасименко.
|