|
Дева Мария (Правая часть сцены «Благовещение»). Начало XIX века. В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 92х31 см. Подчеркнуто вытянутая композиция произведения указывает на его фрагментарность и предназначенность для храмового пространства. На темном, «ночном», фоне изображена Дева Мария за чтением. На Богоматери темно-синий мафорий и малиновый хитон. Ее шея обвита зеленоватым платом с золотистой отделкой, концы которого смыкаются на груди. Едва заметная полуулыбка вносит в образ оттенок сдержанной теплоты. Вверху из мрака проступают изображения двух херувимов.
По своим иконографическим особенностям произведение восходит к образцам итальянской религиозной живописи. С ними русские художники были знакомы по многочисленным копиям, присылаемым из Рима пенсионерами Императорской Академии художеств, и привезенным русскими аристократами картинам для своих галерей, которые нередко включались в интерьеры домовых молелен. Академическая стилистика иконы (в данном случае) типична для XVIII — первой половины XIX в. и особенно широко внедрялась для убранства вновь построенных церквей. В.Л. Боровиковский, продолживший семейную традицию иконописания, создал очень большое число работ для храмов. Причем в определенный период его жизни эта сфера деятельности была едва ли не основной. В частности, уже будучи в Санкт-Петербурге, он стал одним из главных исполнителей образов для Казанского собора. Вполне заметна стилистическая близость Богоматери из «Благовещения» и иконы «Богоматерь» из местного ряда одного из иконостасов Казанского собора. Последняя также написана на узкой вытянутой доске на темном фоне, на котором выделяется ее фигура с Младенцем, освещенная нимбом, и маленькие порхающие херувимы. Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород — 1825, Петербург) — выдающийся живописец. Родился в малороссийском местечке Миргород. Первые уроки получил у отца-иконописца. В 1786—1787 гг. написал две картины для дворца, в котором должна была останавливаться Екатерина II во время путешествия в Тавриду. В 1788 г. Боровиковский работает уже в Санкт-Петербурге. Одним из почитателей его таланта становится прославленный поэт Г.Р. Державин. В 1795 г. мастер удостоен звания академика живописи Императорской Академии художеств. На протяжении всей своей жизни Боровиковский писал иконы. Крупнейшей работой в этом жанре были образ для Казанского собора в Петербурге. М. Красилин.
|