|
Спас Вседержитель. 1832 год. Москва. Дерево, левкас, темпера. Оклад и риза: серебро, золочение, гравировка, штамповка, монтировка, жемчуг, смальта, белые и красные стекла. 33,5х28,5 см. Поступила из кабинета Патриарха Алексия I в резиденции Московской Патриархии в Чистом переулке в 1971 г. Потертость красочного слоя и золочения, утраты жемчуга.
Христос Вседержитель — центральный образ всего христианского искусства. Поясное изображение благословляющего Спасителя со свитком или Евангелием в левой руке относится к числу древнейших и наиболее известных. Вседержитель (греч. Пантократор) выражает основное понятие об Иисусе Христе — Сыне Божием, во всем равном Отцу — Создателю, Владыке и Царю мира. Это определение Спасителя появляется уже у первых христиан. Наиболее полное истолкование оно получает в трудах греческого автора V в. Псевдо-Дионисия Ареопагита. Образное и символическое содержание изображения Вседержителя сложно и многозначно. Христос запечатлен в историческом облике, воссозданном по воспоминаниям современников. Бог Слово предстает в человеческой плоти, «облекшийся в храм телесный», этот образ содержит в себе свидетельство о воплощении Сына Божия и о принесенном в мир спасении. Благословляющий жест Христа означает дарование благодати, книга или свиток — знак установления нового закона — «заповедь новую даю вам». Крестчатый нимб напоминает о крестной жертве, три греческие буквы на его концах означают «Аз есмь сущий» — утверждение Его предвечного существования. Древнейшие сохранившиеся образы Пантократора относятся к VI в. В России они известны с XI в. Икона принадлежит к замечательным произведениям эпохи позднего классицизма. В характере письма лика заметно стремление иконописца следовать традициям XVII в. Украшение оклада целиком принадлежит искусству нового времени. На гладкой позолоченной поверхности мастер располагает отдельные элементы декора. Прием очень характерный для 20—30-х годов XIX в. Особенностью является применение накладных штампованных деталей в виде корзин и цветочных гирлянд. Для придания большей выразительности поверхности оклада мастер-серебряник использует при декорировании изделия свойства разных материалов, умело сочетая их в законченной, строго выстроенной композиции. В верхней части по сторонам от фигуры Спасителя находятся венки и картуши, украшенные белыми и красными стразами, в центре которых помещены монограммы Христа и надписи, выполненные из голубой смальты, имитирующей бирюзу. В ризе использованы разные способы низания жемчуга, гладкие и фактурные, позволяющие передать живописный эффект изменения поверхности одежд. На нижнем торце: клеймо московского пробирного мастера Николая Лукича Дубровина (работал в 1822—1855 гг.) с датой — «Н*Д // 1832»; клеймо серебряных дел мастера Федора Тимофеева (работал в Москве в 1819—1840 гг., делал ризы и оклады) — в прямоугольном щитке «ФТ»; городовое клеймо Москвы — в круглом щитке «Св. Георгий, обращенный вправо»; проба серебра — «84». Т. Нечаева.
|