|
Преподобный Серафим Саровский в молении на камне. Начало XX века. Серафимо-Понетаевский монастырь(?). Дерево; резьба, роспись. 146х78х38 см. Изображение прп. Серафима Саровского, выполненное в технике круглой скульптуры, к тому же почти в натуральный рост, представляет большую редкость. Очевидно, изначально это был храмовый образ.
Анатомически правильные пропорции фигуры, одухотворенный лик преподобного с аскетично впалыми щеками и сосредоточенным взглядом, выразительная пластика поднятых в напряженной молитве рук позволяют говорить об авторстве профессионального резчика. По стилю резьбы и росписи изваяние близко скульптуре «Прп. Серафим, кормящий медведя» из Серафимо-Понетаевского монастыря. Возможно, подобные изображения святого в технике круглой скульптуры изготовляли в одной из разнообразных художественных мастерских Понетаевской обители. Сюжет «Моление на камне» пользовался большой популярностью, его иконография сложилась уже во второй половине XIX в. Существовало два извода: старец изображался с воздетыми руками или накладывающим на себя крестное знамение. Особенностью скульптуры является изображение верижного креста на груди святого. Известно, что прп. Серафим носил вериги, и иконописцы изредка включали эту редкую деталь в образ, но чаще всего писали восьмиконечный металлический крест — «материнское благословение». Такие неточности, как цвет глаз святого (карие вместо голубых), седые волосы (в действительности — рыжеватые), а также замена лестовок в его руках более привычными четками из бусин встречаются в обширной иконографии старца, но могут показаться странными для произведения, созданного в монастыре, связанном с прп. Серафимом. Однако, в отличие от Серафимо-Дивеевского монастыря, непосредственно основанного великим старцем, в котором тщательно сохранялись свидетельства видевших святого лиц и где неуклонно следовали им при изготовлении образов, в Понетаевке развивались свои художественные традиции, в деталях не всегда совпадавшие с исторической реальностью. Фигура коленопреклоненного святого, помещенного на низкий подиум в виде лесной лужайки, находится в напольном киоте с резными балясинами, внутренние стенки которого расписаны: слева, перед ликом старца, изображена икона Богоматери «Умиление», справа — лес. Очевидно, живопись была сделана после закрытия храма, в котором находилась скульптура, поскольку киот на самом деле представляет из себя буфет. Он был удачно приспособлен для хранения статуи почитателями св. Серафима Саровского, сумевшими сохранить этот уникальный памятник в трудные времена церковных гонений. Е. Давыдова.
|