|
Византийская икона Небольшая коллекция греческих икон охватывает период с XV по XIX в. Ее значение, тем не менее, велико, так как греческая и, шире, балканская иконопись представлены только в нескольких российских собраниях. Эта небольшая группа произведений из собрания ЦАКа МПДА дает картину разнообразной художественной жизни, существовавшей в самой Греции и сопредельных христианских регионах Восточного Средиземноморья в поствизантийский период.
Кипр Пресвятая Богородица с Младенцем. Великомученик Георгий, поражающий дракона. Двухчастная икона. Конец XVI — первая половина XVII века. Кипр (?). Дерево, паволока, левкас, темпера. 87,5х38 см. Дар Патриарха Алексия I. Поступила в коллекцию Патриарха Алексия I в 1945 г. как дар от Христофора II (Даниилидиса), Патриарха Александрийского. Икона реставрирована. Нижний край доски опилен. Внизу слева — обожженная утрата древесины. Утраты левкаса до паволоки, трещины левкаса и красочного слоя. Повреждения надписей. Утраты красочного слоя были тонированы светло-коричневым тоном, под цвет левкаса; прописи на изображении волос святого Георгия и Младенца. Композиция включает два широко известных сюжета: Богоматерь с Младенцем и Чудо Георгия о змие. В надписи на иконе Богоматерь названа Одигитрией; традиционно в византийской культуре изображение Богоматери с поднятыми руками и Младенцем на лоне имеет другое название — Влахернитисса. Такое несоответствие не может быть вызвано ошибкой, скорее всего, оно определено местной традицией. Вторая сцена сохранилась не полностью: изображение дракона было опилено вместе с нижней частью; о его первоначальном местоположении свидетельствует активное движение копья Георгия и сохранившиеся у нижнего края фрагменты красных перепончатых крыльев чудовища. Событие представлено в кратком иконографическом варианте: отсутствует изображение спасенной принцессы, городских стен с находящимся на них народом, а также пещеры или озера. Сильно вытянутые пропорции доски, очевидно, обусловлены назначением и местоположением произведения: эта икона могла размещаться около столба — или в нижнем ряду иконостаса небольшого храма, или отдельно как вотивная и предназначенная для поклонения. Ее автор или заказчики стремились представить оба сюжета как равновеликие: каждая сцена имеет формат, обычно характерный для одночастной иконы, а не для двухчастной. Возможное место создания произведения и его влияние на композиционные и иконографические особенности могут быть яснее осмыслены на основании анализа стилистических особенностей. Икона обладает ярким художественным своеобразием. Живопись напряженная, фактурная, краски густые, мазки размашистые. Фигуры плотно вписаны в отведенное для них пространство; руки Богородицы, Ее нимб соприкасаются с опушью, медальоны с Ее именем расположены в небольшом пространстве между нимбом и верхними углами, а вырезанные по лепному левкасу надписи занимают практически весь фон. Полей нет, по краю — красная опушь. Редко встречающийся рисунок в виде четырех точек украшает плащ великомученика. Необычен для византийского искусства и орнамент на одежде Христа и между двумя сценами в виде полосы с перекрещивающимися треугольниками. Отличительной чертой является также исполнение по краю нимбов и кругов с именем Богоматери лепных точек, а между ними — черного рисунка в виде тройных «елочек». Перечисленные черты в целом уникальны и не имеют близких параллелей в иконописи центральных школ Греции поствизантийского времени. Можно назвать одну точную аналогию — икону «Иоанн Предтеча» первой половины XVII в. из частного собрания бейрутского коллекционера Абу Адала. Стилистические и формальные приемы, такие как манера живописи, характер лепного орнамента, расположение и выполнение надписей, свидетельствуют, что эти две иконы созданы в одно время и происходят из одного региона. Атрибуция иконы «Иоанн Предтечи» неоднозначна. Изучавший ее греческий ученый М. Хатзидакис в первой публикации 1969 г. отнес ее предположительно к кипрским памятникам, а в 1997 г. высказал версию о ее создании во Фракии. Манера исполнения живописи двухчастной иконы имеет параллели в поствизантийской иконописи конца XVI — первой половины XVII в. Личное письмо выполнено контрастно: коричневый санкирь и по нему яркое высветление белилами; активные белильные движки, достаточно сухие, штрихообразные. Под глазами тени в виде треугольника. Регион, где была выполнена икона, несомненно, входил в зону культурного влияния Византийской империи. Предположение М. Хатзидакиса о возможном создании иконы «Иоанн Предтеча» на Кипре кажется справедливым и для нашей иконы. Плотное заполнение пространства фона, орнаментальность нимбов, декоративность надписей и их неравномерное распределение характерны для искусства Сиро-Палестинского региона. В то же время общегреческие основы композиции и стиля указывают на Кипр как место ее написания. Подобной атрибуцией можно объяснить и вышеупомянутые особенности сюжета и иконографии. В Сиро-Палестинском регионе и на Кипре особено почитались три прославленных образа: икона Георгия в монастыре Святого Георгия Хозевита, находившемся между Алеппо и Триполи; икона Феклы в монастыре ее имени близ деревни Малула и икона Богоматери в монастыре Рождества Богоматери Сайданайя, расположенном к северу от Дамаска. Икона Богоматери считалась написанной апостолом Лукой и была скрыта от глаз верующих и священнослужителей в особом ковчеге. Ее иконографический тип точно неизвестен, но по косвенным данным предполагается, что это была Одигитрия, хотя не исключено, что это был образ Влахернитиссы. Таким образом, на рассматриваемой иконе представлены два особо чтимых на Востоке чудотворных образа. Наиболее вероятным местом ее написания является Кипр, но нельзя исключить и всё Восточное Средиземноморье. Н.Герасименко. Афон Апостол Филипп. Дерево, ковчег, левкас, темпера. 31,6х23,5 см. Икона реставрирована. Небольшие утраты левкаса. Отдельные выбоины и царапины. Иконография апостола Филиппа, изображенного безбородым, с короткими темными волосами, канонична. Он представлен фронтально, со свитком в руках. Икона написаны в традициях, близких к живоподобному письму. Манера исполнения характерна для греческой живописи середины — второй половины XVIII столетия. Лики написаны по серо-оливковому санкирю с яркими белильными высветлениями по форме. У уголков глаз, носа, на лбу положены точные белильные движки. В изображении ап. Филиппа отсутствуют интенсивные пробела и белильные движки, подрумянка на щеках и в центре лба легкая и еле заметная; верхняя губа оттенена коричневым, нижняя — нежно-розовая с мягким высветлениями. Мастер стремился к максимальной сглаженности всех резких переходов, настолько, насколько это возможно для живописи XVIII столетия, характеризующейся в целом четким построением объема. Манера исполнения близка к таким произведениям, как «Три отрока в печи огненной» из Протатона на Афоне, XVIII в.; «Мученик Меркурий», Афон, XVIII в., ГИМ. Схема построения композиции и изображения заднего плана иконы «Евхаристия» аналогична «Сошествию во ад» из монастыря Иоанна Богослова на Патмосе второй половины XVIII в. Как показывают перечисленные аналогии, весьма возможно, что эти иконы связаны с Афоном. Они составляют один комплекс и, видимо, являлись частью одного эпистилия темплона. Очевидно, что эпистилий, в который входили эти иконы, имел в своем составе изображения избранных святых и праздников. Н.Герасименко. Балканы Христос Пантократор. XVII век. Северные Балканы. Дерево, паволока, левкас, темпера, резьба по левкасу. 99,5х71 см. Неровная трещина с разрывом паволоки по стыку досок. Гвозди и гвоздевые отверстия вокруг головы Христа и кисти правой руки. Сколы левкаса на одеждах и фоне. Сильная потертость красочного слоя на изображении правой руки.
Поясное изображение Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и с закрытым Евангелием в левой, — один из наиболее распространенных образов в византийской и поствизантийской иконописи. Расположение гвоздевых отверстий показывает, что на иконе был венец и что благословляющая десница Христа была покрыта металлом. Подобная традиция была широко распространена в Греции и на Балканах, особенно при украшении почитаемых и чудотворных икон. Очевидно, «Пантократор» являлся одним из таких моленных образов, стоявших или в иконостасе у царских врат, или отдельно как поклонный образ. Регион, где могла быть создана эта икона, достаточно обширен. В произведении переплелись влияния различных живописных центров. Художественный строй образа основан на греческой традиции, но четкая выписанность форм, многократный контур близко поставленных миндалевидных глаз, коричневый абрис тонкого удлиненного носа с широкими крыльями, свидетельствуют о балканском происхождении мастера. Этот мастер мог быть как славянином, впитавшим греческую культуру, так и греком, постоянно жившим в славянской среде. В живописи использовано очень много золота: ассист практически сплошь покрывает хитон и гиматий Христа, золотом обозначена кайма оплечья и клав. Золотой фон декорирован крупным растительным орнаментом в виде цветов и изгибающихся стеблей, выполненных резьбой по левкасу. На нимбе — мелкий витиеватый орнамент. Такое обильное золочение не свойственно греческим мастерам. Тип и манера исполнения орнамента также отражают иной, несколько провинциальный, вкус — стремление к яркости, звучности, пышности. Письмо личного с достаточно резким контрастом темно-коричневого санкиря и разбеленно-розоватого охрения, характер складок и золочения указывают на XVII в. как время создания иконы. В качестве одной из аналогий может быть назван «Христос Пантократор» XVII в. из музея монастыря Выратек (Румыния). Н.Герасименко. Крит Введение Пресвятой Богородицы во храм. Около середины XV века. Крит. Дерево, паволока, левкас, темпера; ковчег. 73,0х57,5 см. Дар Иеронима (Захарова), архиепископа Орловского и Брянского. Икона реставрирована. Выпады грунта по трещинам, стыкам досок и краям. Крупные тонированные вставки левкаса на одеждах и поземе в правой части внизу. Древнейший текст, повествующий о событиях детства Марии, находится в Протоевангелии Иакова (гл. VII, VIII). Первосвященник Захария встречает трехлетнюю Деву Марию у Святая Святых Иерусалимского храма, обозначенного киворием, его завеса откинута; справа — сопровождающие Ее родители и девы со светильниками; вверху слева под вторым киворием — сцена питания Марии ангелом. Иконография сцены следует византийской традиции, сложившейся к концу X в. Изображение Анны и Иоакима перед процессией дев было особенно известным в искусстве ХП-ХШ вв. В большинстве произведений палеологовского времени родители Богородицы изображались стоящими за девами (в монастыре Студеница (Сербия), около 1315 г.; в монастыре Хора (Кахрие Джами) в Константинополе, 1318-1321 гг.). В поствизантийской иконописи ранний вариант вновь получает широкое распространение, что, вероятно, было связано с ориентацией многих критских живописцев на древние византийские памятники. Среди близких иконографических аналогий: икона середины XV в. художника Ангелоса из Византийского музея в Афинах; икона 1575 г. из афонского монастыря Хиландар. Икона принадлежит к числу наиболее значительных памятников критской живописи середины XV в., которая как в манере письма, так и в иконографии ориентировалась на традиции византийского искусства первой трети XIV столетия. Сложная композиция сцены гармонично выстроена; пропорции фигур правильные, чуть удлиненные; сочетания красок гармонизированы. Особенно тонко написаны лики и руки, как в лучших произведениях этого времени (икона «Феодор Тирон, убивающий дракона», Ангелоса, середина XV в.; «Троица», XV в., обе — Византийский музей в Афинах). Особенности иконы не позволяют определить имя автора. Мягкость моделировок, подчеркнутая линеарность, лиричность образа отличают ее стиль как от монументальной манеры Ангелоса, так и от трактовки красочной поверхности Андреаса Ритцоса. Несомненно, что мастер иконы из Церковно-археологического кабинета принадлежал к числу ведущих художников критской школы иконописи середины XV столетия. Н.Герасименко.
|