|
Русская живопись XVIII века Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век. Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см. Картина неоднократно реставрировалась.
Сюжет картины носит дидактический характер. Подобного типа произведения были особенно распространены в старообрядческой среде. В левой части полотна изображен длиннобородый старец в серой, с белильными складками, рубахе в трехчетвертном повороте. Над его головой — нимб европейского типа и надпись «Ной». На плечах старца красное и синее покрывала. Перекрещенными руками он благословляет изображенных ниже сыновей — рыжеволосого Яфета и седовласого и представительного Сима. Оба с пышными бородами и одеты в кафтаны. Из-за спины Ноя видна голова удрученного Хама, который в задумчивости опирается на правую руку. Слева внизу целомудренно изображена сцена опьянения Ноя. Справа вверху — потоп с тонущими людьми. Еще правее видно на скале дерево, с которого спускают спеленатого младенца в руки матери. Через «пролив» на темно-коричневой горе Арарат стоит Ноев ковчег, на котором белое, базиликального типа, здание. Над ним два летящих голубка, давших знать Ною о приближающейся суше — вершине горы. Эти сцены снабжены почти не читаемыми поясняющими надписями. Но справа внизу — большая белая плакета с текстом, гласящим: «Поживе Ное при потопе лета три ста пятьдесятъ и быша все дни Ноевы леть 950 и умре». В сюжете особо подчеркивается значение праведных детей, почитающих своих родителей. Не исключено, что акцент, сделанный автором на пышных бородах изображенных персонажей, связан с противодействием указу Петра I о бритье бород. Характер исполнения произведения свидетельствует о прочной связи автора с иконописным искусством. М. Красилин. Портрет Никифора (Феотоки), архиепископа Астраханского и Ставропольского. Конец XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 89,8х76,2 см. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
Возле верхнего края надпись: «Преос(вя)щеннейший Никифоръ [Феотокий], архиеп(ис)к(оп)ъ Астраханский и Ставропольский.». В собрании ЦАК МДА хранится наиболее ранний из известных в настоящее время портретов архиепископа Никифора (Феотоки, 1731—1800). Уроженец Греции (острова Корфу), в 1748 г. он пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в 1753 г. принял сан иеромонаха, служил проповедником и занимался преподаванием. С миссионерскими целями побывал в Палестине и Египте, затем переехал в Константинополь и Яссы, где был назначен ректором гимназии. С 1776 г., приняв решение переехать в Россию, занимал должность ректора семинарии в Полтаве. В 1779 г. сменил архиепископа Евгения (Булгариса) на Словенской и Херсонской кафедре. В 1786 г. назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским, в 1792 г. уволился на покой и получил в управление московский Данилов монастырь, где и был погребен. Оставил ряд богословских и полемических сочинений. Иерарх представлен благословляющим, в архиерейской мантии и клобуке, с панагией, орденским знаком и звездой Святой Анны, с жезлом в руке, справа вверху изображен герб (вероятно, родовой герб графов Феотокиев). Портрет написан после 1797 г., когда архиепископ Никифор, уже находясь на покое в московском Даниловом монастыре, при коронации императора Павла I был удостоен ордена Святой Анны I степени. Вероятно, портрет выполнен в последние годы жизни иерарха и сохраняет его достоверный облик. Представляет один из превосходных образцов архиерейского портрета рубежа XVIII—XIX вв., совмещающий особенности живописной культуры своего времени с традиционным «парсунным» стилем изображения. Я. Зеленина. Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник. Холст, масло. 104х85,5 см. Передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры в 1970-е годы. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки. Потертости живописи, особенно на надписи.
Под изображением написаны вирши: «НАДГРОБНОЕ РЫДАНИЕ ПАИСИЮ СТАРЦУ ОТ ЧАД СВОИХ ВСЕХ // 1. // Образъ лица твоего Паисия чудный, // Моглъ начертать художникъ искуствомъ не//труднымъ. Но добрата разума: коль предивна бяша // изобразити — словомъ никтоже можаше Единъ Солнца // [У]мъ [т]вои сказати удобенъ Единому Единъ ти // Солнца былъ подобенъ, // 2. // Благочестиемъ д(у)хъ твой аки огнь горяше // Оучениемъ догматовъ всей ц(е)ркви светяше, ты // насадилъ правыя иноковъ [оуставы], возрастоша // здравии безседы и нрави, ты открылъ оученыя, ра//зделивъ на лики; да славословят Творца разными язы//ки; ново бл(а)г(о)лепие ц(е)ркви восприияша, лучшымъ образом // Ему служити познаша. Чтение и пение толь красно я//вися, аки от сна воспрянувъ весь миръ оудивися. // 3-е. //Еликоже тщаливъ бе ц(е)ркве оукраситель, Толик[о] // остроуменъ и дому строитель, Несовершивъ ма//лаго дела безсовета // не оставилъ нужднаго слова // безответа, Зная держати въ рукахъ мерило прав//диво, изобрази сокровенъ помыслъ Б(о)жий живо, // небренебреглъ своего Еже [...] не отторже // чуждаго малейшия части. На трудящыхся добре // прилежно смотряше коемуждо мзду д[обр]у на // с(е)рдце писаше, Вовсемъ долготерпеливъ и бл(а)гораз//судный, пр(а)в(е)дно наречеся ПАИСИЙ Пречудный. // 4-е. // Твоя плещи толикъ трудъ ношаху, Еликъ многи // мужи нести не можаху, лицемъ светелъ, образомъ // ты былъ сановитый. Не стыдно бы монархомъ къ // тебе по[...]удитись. Беседа твоя кротка въ советех // смиренна, солию бл(а)г(о)д(а)ти была растворенна, словеса твоя верна и истинна бяху, // Свидетелство неложно источаху. // 5-е. // Великодешенъ в нужде, негорделивъ въ // ч(е)сти, равно бл(а)г(о)словяше Вышняго без // лесты, ласкателство срамное мудре // отражаше, тщелавия мирскаго точно // оубегаше, обличаше противных иску//сно прикладно, не испаде изъ оусть сло//во гнусно, и досадно. // 6-е. // Ты страннымъ былъ отрада, покой // притружденнымъ: болящым врачъ, и цель//ба оумомъ поврежденным: м(и)л(о)стыни от // тебе течаху рекою, Б(о)гъ оудевляше ску//дныхъ твоею рукою. // 7-е. // Въ тебе добродетель вся живяше испытна. и // книгамъ отеческимъ любовъ ненасытна: дни // и нощи их ради без сна провождаше, из тмы // нерадения восветь изводяше, любя преводити // я намноги языки, дазнаютъ подвигь древных, // поздны веки. // 8-е. // Оудивляхуся странны предивному слову, // стекахуся прияти ползу душъ готову: Съ // надеждою твердою къ тебе притекаху, сра//достию пол[...] въ домы отхождахъ. // 9-е. // С(е)рдце наше желаше въ век тебе светити, // Оувы! найде годъ темный, светь твой оугасити: // не оугасе светь твой но токмо скрыся, отзе// мна круга, на кругъ светелъ преселися. // 10-е. // Облистан оубо на тверды[...] лучь оутешни, // въ тебе свое положи селение Вышний, память // твоя бл(а)женне во славе пребудетъ, блистающа // дондеже мир стояти будеть. // 11-е. // Мы чада вси духовно от тебе рожденны от // тмы неведения во светь изведенны бл(а)г[од]ари[м] // Вышняго во веки живуща, давша намъ па//стыря тя всехъ горе влекуща, Твоимъ моль//бамъ о о[т]че всехъ себе въ веряемъ, мертву // ти, аки живу главы преклоняемъ, моляще тя // о стаде твоемъ незабуди, да внидемъ в ра//дость вечну предстатель наш[ь] буди. // 12-[е]. // Молдовлахиискихъ НЯМЕЦКАГ[О] прочихъ м(о)н(а)ст(ы)рей великий старецъ схимон[ахъ] // и архимандритъ ПАИСИЙ, Величков//ский. скончался [1794] года // ноявря [5] дня [...] // погребень в ня[ме]//цкомъ мо//настыре». Уникальный портрет прп. Паисия Величковского создан вскоре после его смерти в духовной среде учеников и последователей. Схиархимандрит Паисий (Петр Иванович Величковский, 1722-1794) — известный последователь и возобновитель аскетических традиций старчества, «умного делания», переводчик с греческого на славянский язык свода произведений святоотеческой классики, в частности «Добротолюбия». В 1740 г. в Николо-Медведовской обители пострижен в рясофор с именем Платон. Подвизался в монастырях Украины и Молдовалахии. Под руководством старца Василия в Кыркульском скиту обучался непрестанной молитве. В 1746 г. переселился на Афон, где был пострижен в мантию с именем Паисий, в 1758 г. рукоположен во иеромонаха. После возвращения в Молдавию жил в монастыре Святого Духа (Драгомирна) в Буковине, где принял постриг в схиму, затем — в Секуле и Нямецком монастыре. Под его духовным руководством собралось несколько сотен учеников. В 1790 г. возведен в сан архимандрита. Погребен в храме Вознесения Господня Нямецкого монастыря. Причислен к лику святых в 1988 г. День памяти 15/28 ноября. Портрет восходит к традиции надгробного изображения, однако, судя по последним словам надписи, не предназначался для Нямецкого монастыря. Старец представлен в монашеском одеянии, с четками в руках, что подчеркивает его подвиг «умного делания». Лик, несомненно, передает портретные черты преподобного, молитвенное «горение» его духа. Образ создан мастером высокой профессиональной культуры, работавшим, судя по характеру изображения рук, в традиционной стилистике XVIII столетия. Иконография портрета стала основой для разработки иконописного образа святого к его канонизации. Я. Зеленина. Портрет святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 96х71 см. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
На портрете изображен свт. Тихон Задонский (Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, 1724—1783). После обучения в Новгородской семинарии, в 1758 г. он принял монашеский постриг, посвящен во иеродиакона и иеромонаха, через год назначен ректором Тверской семинарии и архимандритом Успенского Желтикова монастыря. В 1761 г. состоялась его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, в 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру, где проявил себя как добрый пастырь, радеющий о духовном просвещении пасомых. Получив в 1767 г. разрешение уйти на покой, по слабости здоровья, он поселился в Задонском Богородицком монастыре, где, занимаясь богомыслием и молитвой, написал много духовно-нравственных сочинений («Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое» и др.). В 1861 г. причислен к лику святых. День памяти – 13/26 августа. Портрет является точной копией прижизненного портрета святого, подаренного им своему другу, елецкому купцу Козьме Игнатьевичу Студеникину. Это традиционное изображение святителя в архиерейской мантии и клобуке, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Отличается от оригинала цветом скрижалей и мелкими подробностями рисунка. Принадлежавший Студеникину портрет был признан наиболее точным в передаче облика свт. Тихона, и Святейший Синод утвердил его как образец для иконописцев, дополнив изображение нимбом. Однако живописные повторения этого образа в портретной иконографии святителя встречаются достаточно редко (одно из них находится в Задонском Богородицком монастыре). Несмотря на некоторую стилистическую условность, портрет из ЦАК МДА имеет исключительное значение как достоверное изображение облика святителя. Я. Зеленина.
ФОТОАЛЬБОМ
|