АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Русская живопись XVIII века
Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век. Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.
Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век. Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.
Картина неоднократно реставрировалась.
Сюжет картины носит дидактический характер. Подобного типа произведения были особенно распространены в старообрядческой среде. В левой части полотна изображен длиннобородый старец в серой, с белильными складками, рубахе в трехчетвертном повороте. Над его головой — нимб европейского типа и надпись «Ной». На плечах старца красное и синее покрывала. Перекрещенными руками он благословляет изображенных ниже сыновей — рыжеволосого Яфета и седовласого и представительного Сима. Оба с пышными бородами и одеты в кафтаны. Из-за спины Ноя видна голова удрученного Хама, который в задумчивости опирается на правую руку.
Слева внизу целомудренно изображена сцена опьянения Ноя. Справа вверху — потоп с тонущими людьми. Еще правее видно на скале дерево, с которого спускают спеленатого младенца в руки матери. Через «пролив» на темно-коричневой горе Арарат стоит Ноев ковчег, на котором белое, базиликального типа, здание. Над ним два летящих голубка, давших знать Ною о приближающейся суше — вершине горы. Эти сцены снабжены почти не читаемыми поясняющими надписями. Но справа внизу — большая белая плакета с текстом, гласящим: «Поживе Ное при потопе лета три ста пятьдесятъ и быша все дни Ноевы леть 950 и умре».
В сюжете особо подчеркивается значение праведных детей, почитающих своих родителей. Не исключено, что акцент, сделанный автором на пышных бородах изображенных персонажей, связан с противодействием указу Петра I о бритье бород.
Характер исполнения произведения свидетельствует о прочной связи автора с иконописным искусством.
М. Красилин.
  Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век. Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.
Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век. Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.
Портрет Никифора (Феотоки), архиепископа Астраханского и Ставропольского. Конец XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 89,8х76,2 см.
Портрет Никифора (Феотоки), архиепископа Астраханского и Ставропольского. Конец XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 89,8х76,2 см.
Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
Возле верхнего края надпись: «Преос(вя)щеннейший Никифоръ [Феотокий], архиеп(ис)к(оп)ъ Астраханский и Ставропольский.».
В собрании ЦАК МДА хранится наиболее ранний из известных в настоящее время портретов архиепископа Никифора (Феотоки, 1731—1800). Уроженец Греции (острова Корфу), в 1748 г. он пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в 1753 г. принял сан иеромонаха, служил проповедником и занимался преподаванием. С миссионерскими целями побывал в Палестине и Египте, затем переехал в Константинополь и Яссы, где был назначен ректором гимназии. С 1776 г., приняв решение переехать в Россию, занимал должность ректора семинарии в Полтаве. В 1779 г. сменил архиепископа Евгения (Булгариса) на Словенской и Херсонской кафедре.
В 1786 г. назначен архиепископом Астраханским и Ставропольским, в 1792 г. уволился на покой и получил в управление московский Данилов монастырь, где и был погребен. Оставил ряд богословских и полемических сочинений. Иерарх представлен благословляющим, в архиерейской мантии и клобуке, с панагией, орденским знаком и звездой Святой Анны, с жезлом в руке, справа вверху изображен герб (вероятно, родовой герб графов Феотокиев). Портрет написан после 1797 г., когда архиепископ Никифор, уже находясь на покое в московском Даниловом монастыре, при коронации императора Павла I был удостоен ордена Святой Анны I степени. Вероятно, портрет выполнен в последние годы жизни иерарха и сохраняет его достоверный облик. Представляет один из превосходных образцов архиерейского портрета рубежа XVIII—XIX вв., совмещающий особенности живописной культуры своего времени с традиционным «парсунным» стилем изображения.
Я. Зеленина.
  Портрет Никифора (Феотоки), архиепископа Астраханского и Ставропольского. Конец XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 89,8х76,2 см.
Портрет Никифора (Феотоки), архиепископа Астраханского и Ставропольского. Конец XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 89,8х76,2 см.
Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник. Холст, масло. 104х85,5 см.
Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник. Холст, масло. 104х85,5 см.
Передан из Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры в 1970-е годы. Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки. Потертости живописи, особенно на надписи.
Под изображением написаны вирши: «НАДГРОБНОЕ РЫДАНИЕ ПАИСИЮ СТАРЦУ ОТ ЧАД СВОИХ ВСЕХ //
1. // Образъ лица твоего Паисия чудный, // Моглъ начертать художникъ искуствомъ не//труднымъ. Но добрата разума: коль предивна бяша // изобразити — словомъ никтоже можаше Единъ Солнца // [У]мъ [т]вои сказати удобенъ Единому Единъ ти // Солнца былъ подобенъ, //
2. // Благочестиемъ д(у)хъ твой аки огнь горяше // Оучениемъ догматовъ всей ц(е)ркви светяше, ты // насадилъ правыя иноковъ [оуставы], возрастоша // здравии безседы и нрави, ты открылъ оученыя, ра//зделивъ на лики; да славословят Творца разными язы//ки; ново бл(а)г(о)лепие ц(е)ркви восприияша, лучшымъ образом // Ему служити познаша. Чтение и пение толь красно я//вися, аки от сна воспрянувъ весь миръ оудивися. //
3-е. //Еликоже тщаливъ бе ц(е)ркве оукраситель, Толик[о] // остроуменъ и дому строитель, Несовершивъ ма//лаго дела безсовета // не оставилъ нужднаго слова // безответа, Зная держати въ рукахъ мерило прав//диво, изобрази сокровенъ помыслъ Б(о)жий живо, // небренебреглъ своего Еже [...] не отторже // чуждаго малейшия части. На трудящыхся добре // прилежно смотряше коемуждо мзду д[обр]у на // с(е)рдце писаше, Вовсемъ долготерпеливъ и бл(а)гораз//судный, пр(а)в(е)дно наречеся ПАИСИЙ Пречудный. //
4-е. // Твоя плещи толикъ трудъ ношаху, Еликъ многи // мужи нести не можаху, лицемъ светелъ, образомъ // ты былъ сановитый. Не стыдно бы монархомъ къ // тебе по[...]удитись. Беседа твоя кротка въ советех // смиренна, солию бл(а)г(о)д(а)ти была растворенна, словеса твоя верна и истинна бяху, // Свидетелство неложно источаху. //
5-е. // Великодешенъ в нужде, негорделивъ въ // ч(е)сти, равно бл(а)г(о)словяше Вышняго без // лесты, ласкателство срамное мудре // отражаше, тщелавия мирскаго точно // оубегаше, обличаше противных иску//сно прикладно, не испаде изъ оусть сло//во гнусно, и досадно. //
6-е. // Ты страннымъ былъ отрада, покой // притружденнымъ: болящым врачъ, и цель//ба оумомъ поврежденным: м(и)л(о)стыни от // тебе течаху рекою, Б(о)гъ оудевляше ску//дныхъ твоею рукою. //
7-е. // Въ тебе добродетель вся живяше испытна. и // книгамъ отеческимъ любовъ ненасытна: дни // и нощи их ради без сна провождаше, из тмы // нерадения восветь изводяше, любя преводити // я намноги языки, дазнаютъ подвигь древных, // поздны веки. //
8-е. // Оудивляхуся странны предивному слову, // стекахуся прияти ползу душъ готову: Съ // надеждою твердою къ тебе притекаху, сра//достию пол[...] въ домы отхождахъ. //
9-е. // С(е)рдце наше желаше въ век тебе светити, // Оувы! найде годъ темный, светь твой оугасити: // не оугасе светь твой но токмо скрыся, отзе// мна круга, на кругъ светелъ преселися. //
10-е. // Облистан оубо на тверды[...] лучь оутешни, // въ тебе свое положи селение Вышний, память // твоя бл(а)женне во славе пребудетъ, блистающа // дондеже мир стояти будеть. //
11-е. // Мы чада вси духовно от тебе рожденны от // тмы неведения во светь изведенны бл(а)г[од]ари[м] // Вышняго во веки живуща, давша намъ па//стыря тя всехъ горе влекуща, Твоимъ моль//бамъ о о[т]че всехъ себе въ веряемъ, мертву // ти, аки живу главы преклоняемъ, моляще тя // о стаде твоемъ незабуди, да внидемъ в ра//дость вечну предстатель наш[ь] буди. //
12-[е]. // Молдовлахиискихъ НЯМЕЦКАГ[О] прочихъ м(о)н(а)ст(ы)рей великий старецъ схимон[ахъ] // и архимандритъ ПАИСИЙ, Величков//ский. скончался [1794] года // ноявря [5] дня [...] // погребень в ня[ме]//цкомъ мо//настыре».
Уникальный портрет прп. Паисия Величковского создан вскоре после его смерти в духовной среде учеников и последователей. Схиархимандрит Паисий (Петр Иванович Величковский, 1722-1794) — известный последователь и возобновитель аскетических традиций старчества, «умного делания», переводчик с греческого на славянский язык свода произведений святоотеческой классики, в частности «Добротолюбия». В 1740 г. в Николо-Медведовской обители пострижен в рясофор с именем Платон. Подвизался в монастырях Украины и Молдовалахии. Под руководством старца Василия в Кыркульском скиту обучался непрестанной молитве. В 1746 г. переселился на Афон, где был пострижен в мантию с именем Паисий, в 1758 г. рукоположен во иеромонаха. После возвращения в Молдавию жил в монастыре Святого Духа (Драгомирна) в Буковине, где принял постриг в схиму, затем — в Секуле и Нямецком монастыре. Под его духовным руководством собралось несколько сотен учеников. В 1790 г. возведен в сан архимандрита. Погребен в храме Вознесения Господня Нямецкого монастыря. Причислен к лику святых в 1988 г. День памяти 15/28 ноября.
Портрет восходит к традиции надгробного изображения, однако, судя по последним словам надписи, не предназначался для Нямецкого монастыря. Старец представлен в монашеском одеянии, с четками в руках, что подчеркивает его подвиг «умного делания». Лик, несомненно, передает портретные черты преподобного, молитвенное «горение» его духа. Образ создан мастером высокой профессиональной культуры, работавшим, судя по характеру изображения рук, в традиционной стилистике XVIII столетия.
Иконография портрета стала основой для разработки иконописного образа святого к его канонизации.
Я. Зеленина.
  Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник. Холст, масло. 104х85,5 см.
Портрет преподобного Паисия Величковского. Конец XVIII века. Молдавия. Неизвестный художник. Холст, масло. 104х85,5 см.
Портрет святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 96х71 см.
Портрет святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 96х71 см.
Реставрация домузейная. Холст дублирован. Подрамник новый. Тонировки.
На портрете изображен свт. Тихон Задонский (Тимофей Савельевич Кириллов-Соколов, 1724—1783). После обучения в Новгородской семинарии, в 1758 г. он принял монашеский постриг, посвящен во иеродиакона и иеромонаха, через год назначен ректором Тверской семинарии и архимандритом Успенского Желтикова монастыря. В 1761 г. состоялась его хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, в 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру, где проявил себя как добрый пастырь, радеющий о духовном просвещении пасомых. Получив в 1767 г. разрешение уйти на покой, по слабости здоровья, он поселился в Задонском Богородицком монастыре, где, занимаясь богомыслием и молитвой, написал много духовно-нравственных сочинений («Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое» и др.). В 1861 г. причислен к лику святых. День памяти – 13/26 августа.
Портрет является точной копией прижизненного портрета святого, подаренного им своему другу, елецкому купцу Козьме Игнатьевичу Студеникину. Это традиционное изображение святителя в архиерейской мантии и клобуке, с панагией на груди, с благословляющей десницей и жезлом в левой руке. Отличается от оригинала цветом скрижалей и мелкими подробностями рисунка. Принадлежавший Студеникину портрет был признан наиболее точным в передаче облика свт. Тихона, и Святейший Синод утвердил его как образец для иконописцев, дополнив изображение нимбом. Однако живописные повторения этого образа в портретной иконографии святителя встречаются достаточно редко (одно из них находится в Задонском Богородицком монастыре). Несмотря на некоторую стилистическую условность, портрет из ЦАК МДА имеет исключительное значение как достоверное изображение облика святителя.
Я. Зеленина.
  Портрет святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 96х71 см.
Портрет святителя Тихона (Соколова), епископа Воронежского и Елецкого. Последняя треть XVIII века. Неизвестный художник. Холст, масло. 96х71 см.
  Продолжение просмотра >>
ФОТОАЛЬБОМ
Русская живопись XVIII века
Русская живопись XVIII века
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.