АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см. Происходит из собора Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. Реставрирована в 1912 г. А.А. Глазуновым. На иконе многочисленные записи, прописи, тонировки, тонированные вставки по стыкам досок.
Вверху название: «Обра(з) Прес(вят)тыя Б(о)г(о)р(о)д(и)цы умиления, посещения / в беде страждущим и всем скорбящим Радость».
Ниже на фоне надпись: «Царствует Дева зримъ и вечно в небе / Помощь творит всем зовущим в скорбехъ // На Твой пр(е)с(вя)тый образ взирая яко истинную славную Тя зрю Б(огоро)д(и)цу // верою и любовию от д(у)ши припадая покланяюся».
Тексты на свитках-бандеролях, которые держит в руках Дева Мария: «Всемъ Вамъ скорбящимъ и в беде страж//дущимъ алчущимъ сущихъ в темни//цахъ страннымъ же убо жаждущимъ // и в заточении радуйтеся вси и в(е)селитеся» (слева) и «Вси иже а наготе и напасте // в гонении и заточении радуйтеся и // веселитеся се бо сынъ мой и Бо//гъ мой уготова Вамъ ц(а)рствие небесное» (справа).
На нижнем поле вирши:
Преславная Н(е)б(е)снаго Царя Хр(и)ста Мати//
Ты бо еси намъ грешным Мать даровати//
Греховъ оставление и бедствии хранение//
Нужды исполнение, душам спасение//
Мы бо полагаясь на Тя крепце в милости в Твои хранение нас грешныхъ повергаемъ.
В картушах по краям композиции обращения к Пресвятой Деве страждущих. Внизу в центре картуш с текстом стихиры: «Всем скорбящим Радость и обидимым заступница...».
Вкладная надпись внизу слева: «Лета от сотворения мира. 7221. А от Р(о)ж(де)ства во плоти Г(оспода)а слова 1780 // Сия святая икона пренесена в обитель Великого с(вя)тая Иоа(н)на Злагоустого // и поставлена той Обители в соборной ц(е)ркви по обещанию того же мо(на)ст(ы)ря // монаха Александра, а писал изуграф...»
Внизу справа надпись: «Реставрировал иконописец А.А. Глазунов. Москва. 1912го».
Иконография Богоматери «Всех скорбящих Радость» сложилась в русской иконописи во второй половине XVII в. под прямым влиянием западноевропейских образцов. Ее название взято из начальных строк стихиры «Всех скорбящих радосте и обидимых Заступнице».
В 1688 г. от образа с таким названием, находившегося в московском храме Спасо-Преображения на Ордынке, получила исцеление сестра патриарха Иоакима Евфимия Папина. Судьба этого образа не совсем ясна. По одной версии, он был увезен около 1710-1711 гг. царевной Наталье Алексеевной в Петербург, а его место в московском храме на Ордынке занял список. По другой версии, Наталья Алексеевна вывезла список, а подлинный чудотворный образ остался в Москве. И петербургская, и московская иконы в равной мере почитались в дальнейшем. На обеих была изображена окруженная ангелами Богоматерь, держащая на левой руке Младенца. На московской иконе представлены также страждущие, обращающиеся к помощи Богородицы; на петербургской — образы страждущих отсутствуют.
Параллельно в русской иконописи сложилась иконография Богоматери, также восходящая к западным образцам, имевшая изначально название «Умиление и посещение в беде страждущих». Особенностью этого типа было то, что Богоматерь изображалась без Младенца, но в окружении страждущих, аналогично московской иконе «Всех скорбящих Радость». Первоначально различавшиеся, к середине XVIII в. оба типа соединились под общим названием «Всех скорбящих Радость». В1888 г. в Санкт-Петербурге прославилась икона Богоматери «Всех скорбящих Радости» с монетками, иконографически восходившая ко второму типу.
Публикуемая икона, где Богоматерь также представлена без Младенца, имеет первое авторское название «Умиление и посещение в беде страждущим», и относится именно к этому типу. Ее иконография восходит к западноевропейским образам Богоматери «Misericordia», где Мария, широко разводя в стороны руки, покрывает своим плащом множество молящихся ей людей.
В центре композиции стоящая на облаках Богоматерь в царских одеждах и со скипетром в руке. По сторонам и внизу изображены страждущие — старые, нагие, больные, плачущие, алчущие, хромые. Их утешают и насыщают ангелы, указующие на Богоматерь как источник благодеяний. Внизу представлено море с кораблями (путешествующие). В шести картушах по обеим сторонам помещены эпитеты Богоматери: «странным утешение», «в старости посещение» и т.п. Всю композицию осеняет изображение благословляющего Спасителя.
Существовали также и иные варианты иконографии «Всех скорбящих Радость», возникшие под влиянием других западных образцов. Возможно, что многообразие изводов этой иконографии, существующее в русской иконописи, было обусловлено копированием иконописцами гравюр Леонтия Бунина, которые были выполнены в связи с готовившимся на рубеже XVII-XVIII вв., но так и не осуществленным изданием Службы и Акафиста иконе. Сохранилось лишь два листа, имеющие реплики в иконописи, но, скорее всего, их было больше. Очевидно, именно они стали образцами для икон Богородицы с названием «Всех скорбящих Радость» и «Умиление и посещение в беде страждущим», которые в большом количестве создавались мастерами Оружейной палаты в первые годы XVIII в. Не исключено, что и для иконы из собрания ЦАКа источником послужила русская гравюра.
Икона написана в манере, принятой среди мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты в первые два десятилетия XVIII в.
В 1912 г. образ был поновлен А.А Глазуновым — московским архитектором и иконописцем, входившим вместе с известными иконописцами своего времени В.П.Гурьяновым, И.С.Чириковым и В.Д.Фартусовым в состав Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения.
Л. Тарасенко.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1713 г. (?) Москва. Оружейная палата. Дерево, левкас, смешанная техника. 227,7х147,5 см.
<< Назад
Икона Божией Матери «Владимирская» с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими на полях. Третья четверть XVI века. Москва. Дерево, левкас, темпера; ковчег двойной. 32,7х25,1 см.
 
Далее >>
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Фрагмент
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.