АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см.
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см.
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см. Приобретена у частного лица в 1957-1958 годах. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки в правом нижнем углу и по стыкам. По всей поверхности мелкие чинки и тонировки.
Образ Богоматери, получивший в XVII в. название «Грузинская», является одним из вариантов типа Одигитрии. Он известен на Руси уже с XV в. и практически симметрично повторяет иконографию «Богоматери Иерусалимской», чтимой корсунской святыни, которая, по церковному преданию, была написана евангелистом Лукой. Этот образ издревле хранился в новгородском Софийском соборе. Видимо, его местное почитание обусловило то, что списков икон Богородицы, как «Иерусалимской», так и «Грузинской», в новгородских землях бытовало немало.
В XVII в. в Черногорском монастыре Архангельской епархии прославилась икона Богоматери, привезенная из Персии, где она оказалась после покорении Грузии шахом Аббасом I. Несмотря на некоторые отличия в иконографии грузинской иконы и образов Богоматери типа публикуемого, за последними утвердилось название «Грузинская», что подтверждается описями XVII в.
Для «Грузинской» иконы Богоматери характерно изображение Младенца Христа справа. Его поза близка к той, что мы видим в «Тихвинской» иконе Пресвятой Богородицы.
Особенностью, придающей редкую декоративность и нарядность образу, является рисунок отворотов мафория, как правило, яркого розового цвета. Обильное использование разбеленной киновари (испод мафория, дробницы с надписями), сочетающейся с зеленым, красно-коричневым и светло-коричневым цветами, создает характерный колорит иконы из собрания ЦАК МДА. Колористическая гамма, письмо личного, в котором темная розоватая охра положена по коричневому санкирю, а скупые пробела едва намечают форму; наконец, суровость образа — все это имеет аналогии в произведениях Русского Севера.
Л. Тарасенко.
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см.
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская». Вторая половина XVI века. Русский Север. Дерево (ель), левкас, темпера; ковчег. 83,5х61 см.
<< Назад
Икона Божией Матери «Целительница». Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 35,3х30,5 см.
 
Далее >>
Мученики Флор, Лавр и священномученик Антипа Пергамский. Первая половина XVII века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 126х108 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.