![]() |
![]()
|
«Не рыдай Мене Мати». Конец XIX — начало XX века. Старообрядческий мастер. Дерево, левкас, темпера. 35,2х29,2 см. ![]() На полях надпись по периметру: «Не рыдай мене м(а)ти възирающе въ гробе его же плотию // Без семени зачала еси с(ы)на въстану оубо и славено буду и възнесу с славою немолчено яко б(о)говерою и лю//бовию тя величающая». Композиция образа соединяет в себе черты двух иконографий — «Царь Славы» и «Положение во гроб». Первая сложилась в Византии в XII в. и получила название по тексту литургического песнопения Великого Входа: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы». Первоначально это было поясное изображение мертвого Христа с наклоненной вправо головой и скрещенными на груди руками, обычно на фоне креста, часто с изображением гроба на переднем плане. В палеологовскую эпоху композиция дополнилась фигурами Богоматери и Иоанна Предтечи, предстоящих Христу, как в Распятии. В XVI в. изображение Царя Славы получает на Руси также название «Не рыдай Мене Мати», по первым словам текста ирмоса канона на утрене Великой субботы. К этому времени становятся известны также изображения, композиционно аналогичные данной иконе, когда Богоматерь не предстоит Христу, а поддерживает его тело, обнимая за плечи. Таким образом, иконография «Царь Славы» получает дополнительный смысловой оттенок «Положения во Гроб», где Богоматерь припадает к лику Спасителя. Иконография «Не рыдай Мене Мати» в редакции представленной иконы была распространена в русской иконописи позднего времени (XVIII—XIX вв.). Особенностью данного образа является отсутствие изображения креста за фигурами Христа и Богородицы. Икона написана в подражание стилю древней русской иконописи. Такое последовательное воспроизведение особенностей старой иконописной манеры было очень популярно на рубеже XIX—XX вв. в старообрядческой среде, у мастеров-«подстаринщиков». Некоторая стилизация и угловатость рисунка, а также надпись вязью на полях, расположенная по периметру иконы, свидетельствуют о влиянии стиля модерн. Н. Комашко. ![]()
|