АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.Таблетка реставрирована E.C. Чураковой в 1977 г. Красочный слой потерт, имеются вставки грунта, тонировки, прописи.
Небольшие иконки на холсте («на полотенцах»), покрытом левкасом, известны главным образом на Руси. Они создавались сериями, в которые входили изображения всех основных годовых праздников и святых. Иконы-святцы хранились в церквах в специальных киотах, в день и месяц соответствующего праздника или памяти святого выкладывались на аналой для поклонения. Кроме того, они могли использоваться как образцы для иконописцев. Наиболее полными и известными комплексами являются таблетки Софийского собора в Новгороде и Рождественского в Суздале.
В основе изображения двунадесятого праздника «Рождество Христово» — евангельские тексты (Мф. 2:1-12; Лк. 2: 6-20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие сочинения. В центре иконы помещено ярко-красное ложе, на котором полулежит Пресвятая Дева. Позади Нее пещера с яслями-кормушкой, где находится спеленатый Младенец. Над Ним склонились вол и осел. Вверху — следующие за звездой волхвы и славословящие ангелы. Слева — сидящий Иосиф-обручник Девы Марии, перед ним — старик-пастух в звериных шкурах. Справа — омовение Младенца. Многие элементы композиции имеют символический смысл: пещера — символ Богоматери, вол и осел ассоциируются с одним из пророчеств Исайи (Ис. 1:3), фигуру старого пастуха в шкурах иногда толкуют как пророка Исайю.
В русском искусстве XV в. складываются два основных типа изображения сюжета — московский и новгородский. В московском — ложе Богоматери обращено вправо, вверху изображены едущие на конях волхвы, около яслей — поклоняющиеся Младенцу Христу ангелы. В новгородском — ложе повернуто влево и вместо путешествия волхвов показано принесение ими даров. Изображение на публикуемой иконе совмещает два иконографических типа. Лежащая Богоматерь обращена влево, как на новгородских памятниках, образы путешествующих на конях волхвов и славословящих ангелов характерны для московской иконописи.
Отметим также, что помещение «Зачатия св. Иоанна Предтечи» на одну таблетку с «Рождеством Христовым» не случайно, так как эти два события неразрывно соединены друг с другом. Шесть месяцев отделяют зачатие св. Иоанна Предтечи от зачатия Спасителя — Благовещения — и пятнадцать — от Рождества Христова.
Характер живописи на обеих сторонах таблеток, при общей стилистической близости к памятникам новгородского круга, имеет явные различия. Автор «Рождества Христова» принадлежит к художникам, сформировавшимся в конце XV в. В его образах легко угадываются характерные черты новгородского искусства этого времени — экспрессивные позы персонажей, колорит, в котором используются красные, сине-зеленые и серо-голубые цвета, острые голубые пробела на вишневых одеждах, особый способ написания личного — розоватой охрой по светлому оливковому санкирю с энергичным выделением объемов. Вместе с тем композиция несколько перегружена, что позволяет относить написание этой стороны к более позднему времени. Образ «Зачатие св. Иоанна Предтечи» принадлежит мастеру следующего поколения. В его работе отсутствуют светлые краски, он использует плотные темные цвета с черными линиями складок на одеждах, энергичная живопись личного сменяется коричневыми плавями, положенными на близкий к ним по тону темно-коричневый санкирь. Появляются элементы пространственного деления композиции: художник на первом плане помещает изображение зубчатых розовых стен. Сочетание двух манер, ориентирующихся на искусство разных периодов, позволяет датировать икону первой половиной XVI в.
Т. Нечаева, Л.Тарасенко.
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (лицевая сторона). Таблетка двухсторонняя. Первая половина XVI века. Новгород. Паволока, левкас, темпера. 23х17 см.
<< Назад
Пророк Илия в пустыне, с житием в 20 клеймах. 1682 год. Средняя Русь. Дерево, левкас, темпера. 148,8х108,3 см.
 
Далее >>
Рождество Христово. Зачатие святого Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная (оборотная сторона).
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.