АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Страшный Суд. Фрагмент композиции XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 106х36 см.
Страшный Суд. Фрагмент композиции XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 106х36 см.
Фрагмент реставрирован. Имеются тонированные вставки грунта с реконструкцией живописи (лик ангела с душой в руках, Лоно Авраамово и др.). Потертость красочного слоя и двойника.
Происхождение этого редчайшего произведения полихромной резьбы не известно. Памятников подобного рода почти не сохранилось, хотя есть сведения, что резные композиции для украшения храмов производились в большом количестве. Данный фрагмент является левой частью композиции «Страшный суд», точно соответствует традиционной иконографии, нашедшей воплощение во многих иконах XVII—XIX вв. Вверху изображен Небесный Иерусалим в виде шестиугольника с зубчатыми башнями и колоннами. В оконных проемах, за трапезой, — лики пророков, преподобных, праотцев; мучеников, святителей, юродивых; девственниц, преподобных жен, мучениц. В проемах стены Небесного Иерусалима ангелы с венцами в руках увенчивают возносящихся преподобных с алыми крыльями — царевича Иоасафа, прпп. Варлаама, Иоанна, списателя Лествицы, и Сергия Радонежского. Под ними — ангел с душой в виде обнаженного младенца в руках. В нижней части фрагмента — «Лоно Авраамово» с Благоразумным разбойником на фоне райских кущей. Среди райских растений — птицы Сирин и Алконост. Над этой частью композиции помещена надпись «Райское селение в жилище с(вя)тыхъ».
Колорит, приглушенный благодаря потемневшей олифе, построен на сочетании розовых, голубых, зеленоватых, серых цветов. В решении архитектуры, в которой использованы барочные мотивы, характерные орнаменты и штрихообразные тени, явно проглядывает традиция развитого XVIII в. Построение формы (в частности, личного) также говорит об этом времени. Иконографической аналогией произведению в резьбе можно считать «Страшный суд» начала XIX в. из собрания Костромского музея-заповедника, опубликованный С.С. Катковой. Но стилистически эти два произведения не соотносятся.
Л. Тарасенко.
Страшный Суд. Фрагмент композиции XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 106х36 см.
Страшный Суд. Фрагмент композиции XVIII век. Дерево, резьба, левкас, полихромная роспись. 106х36 см.
<< Назад
Страшный Суд. Фрагмент композиции XVIII век.
 
Далее >>
Тайная вечеря. 1914 год. Сергиев Посад. Мастер В.И. Хрустачев. Дерево, резьба. 22х13,2 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.