АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Складень трехстворчатый: Преображение Господне. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Рождество Богородицы. Вторая половина XVIII века. Поморье. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. 5,8х15,3 см..
Складень трехстворчатый: Преображение Господне. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Рождество Богородицы. Вторая половина XVIII века. Поморье. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. 5,8х15,3 см..
Деформация штыря крепления между створками, петли расшатаны. Потертость золочения на всей поверхности. Мелкие утраты эмали.
Небольшой трехстворчатый складень с изображением двунадесятых праздников является произведением поморского литейного искусства второй половины XVIII в. Но все три композиции появились в поморской пластике значительно раньше, еще в конце XVII — начале XVIII в., на «больших створах», включающих изображения двунадесятых праздников. В составе репертуара поморского литья четырехстворчатые и трехстворчатые складни, на створках которых представлены праздничные сюжеты христологического и богородичного циклов, занимают главное место. О творческом подходе поморских мастеров при разработке меднолитых изделий свидетельствует создание модельного образца из отдельных праздничных иконок-клейм, вставленных в раму. Подобный разборный праздничный ряд позволял выполнять многочисленные варианты меднолитых предметов как в виде самостоятельных «одновершковых» иконок, так и составных композиций. Трехстворчатый складень из собрания ЦАКа выделяется довольно редко встречающимся подбором праздничных сцен. На первой створке представлено «Преображение Господне». Главной композицией среди представленных праздничных сюжетов является «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), не случайно ставшее центральным изображением, средником складня. На третьей створке представлена многофигурная сцена «Рождество Богородицы».
На обороте первой створки — рельефный восьмиконечный Голгофский крест, по сторонам которого симметрично изображены строения града Иерусалима. В таком закрытом виде этот складень как нагрудный образ можно было носить поверх одежды на небольшом шнурке или цепочке. Вместе с многочисленными паломниками подобные литые складни, выполненные в поморской «меднице», разошлись по всей России.
Пластическая разработка многофигурных композиций, редкая цветовая гамма эмалевого покрытия и огневое золочение выделяют этот складной образ, ставший отражением лучших традиций поморского литейного и эмальерного дела второй половины XVIII в.
Е. Зотова.
Складень трехстворчатый: Преображение Господне. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Рождество Богородицы. Вторая половина XVIII века. Поморье. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. 5,8х15,3 см..
Складень трехстворчатый: Преображение Господне. Воскресение Христово (Сошествие во ад). Рождество Богородицы. Вторая половина XVIII века. Поморье. Медный сплав, литье, золочение, эмаль. 5,8х15,3 см..
<< Назад
Святители Гурий и Варсонофий Казанские. Конец XVII — начало XVIII века. Медный сплав, литье. 13х6,6 см.
 
Далее >>
Спас Вседержитель и семь спящих отроков Эфесских. Архангел перед святым Сисинием. Икона-энколпион. XIV век. Новгород. Медный сплав, литье. 8,7х4,6 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.