АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Крест-Распятие. 1842 год. Москва. Мастер Е.И. Закаткин. Дерево, резьба. 23,6х12,4 см.
Крест-Распятие. 1842 год. Москва. Мастер Е.И. Закаткин. Дерево, резьба. 23,6х12,4 см.
Мелкие выщерблины, трещины.
На обороте в прямоугольной рамке вырезана надпись в семь строк: «сеи крестъ // выризанъ от // адама 7350 // лета месеца // марта масте//ръ Егор Ива//новъ Закаткинъ».
На нижнем торце — мощевик.
Крест-Распятие 1842 г. — образец высокого мастерства известного московского резчика Егора Ивановича Закаткина. Отдельные произведения мастера, выполненные в дереве или кости, были повторены в меднолитой пластике. Этот резной деревянный крест, имевший, очевидно, заказной характер, не был воспроизведен в металле. В целом иконографическая схема памятника следует традициям, сложившимся в старообрядческом искусстве. В центре восьмиконечного креста представлено «Распятие Христово», по сторонам на концах средней перекладины — поясные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Симметричное положение рук предстоящих (одна рука прижата к лику, другая — в жесте моления) придает уравновешенность созданной композиции. Над крестом на верхней перекладине представлены летящие ангелы с покровенными руками. Необычным для крестов подобной иконографии является изображение солнца и луны в верхней части в облачных сегментах. Традиционно на меднолитых крестах эти изображения размещаются в верхних углах средней перекладины. Следуя поморской старообрядческой традиции, крест имеет в завершении образ Спаса Нерукотворного. На нижней перекладине развернута панорама града Иерусалима в виде одиннадцати башенных строений, возвышающихся над ровной линией крепостной стены. На нижнем конце — гора Голгофа, в глубине которой среди кустистых трав выделяется изображение главы Адама. «Крестъ хранитель всеи Вселенней, Крест красота церковная...» — эти слова текста святилена, вырезанные мастером на рукояти креста, стали завершением хорошо продуманной и виртуозно исполненной композиции. Крест 1842 г. из собрания ЦАК МДА, отличающийся высоким уровнем пластического решения, является еще одним, ранее не известным произведением московского мастера Егора Закаткина.
Из творческой биографии мастера Егора Ивановича Закаткина известны лишь отдельные факты. В 1840—1850-е годы Е.И. Закаткин упоминается среди служащих ткацкой фабрики, принадлежавшей известным московским купцам Гучковым. Именно в эти годы им было создано несколько произведений из дерева и кости. Миниатюрный резной двустворчатый складень «Деисус. Ангел-хранитель, ап. Петр и свт. Николай Чудотворец», выполненный Е. Закатанным в 1842 г., стал образцом для меднолитой пластики.
Е. Зотова.
Крест-Распятие. 1842 год. Москва. Мастер Е.И. Закаткин. Дерево, резьба. 23,6х12,4 см.
Крест-Распятие. 1842 год. Москва. Мастер Е.И. Закаткин. Дерево, резьба. 23,6х12,4 см.
<< Назад
Крест параманный двухсторонний. 1862 год. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Дерево, фольга, слюда, олово; резьба, монтировка. 13,2х6 см.
 
Далее >>
Крест стационарный: Распятие Христово. Древо Иессеево. Богоматерь и избранные святые. 1788 год. Киев. Дерево, белый металл; резьба, серебрение, золочение, чеканка. 53х25х2,1 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.