АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Царские врата. Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см.
Царские врата. Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см.
Царские врата. Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см. Происходит из храма Харитона Исповедника в Москве. В 80-е годы XIX в. Царские врата реставрировал Н.Н. Подключников, который снял с них два слоя записей. Позолота и серебрение фона врат относятся к более позднему времени. Известно, что Н.Н. Подключников открыл авторский фон листового серебра со звездами «творского золота». Имеются тонированные чинки левкаса, потертости авторского красочного слоя, золота, особенно на нимбах, тонировки и прописи. Надписи частично утрачены. Металлические вставки и рамки деформированы. «Распятие» (XIX в.) и фигуры предстоящих (XVIII в.) из другого ансамбля и более поздние.
Эти уникальные царские врата происходят из храма Харитона Исповедника в Огородниках. Иконография врат очень своеобразна. Вверху на створках представлены лики архангела Гавриила и Богоматери в сцене «Благовещение». На каждой створке по десять оглавных образов святых. Все изображения помещены в обрамленные флемованными дорожниками восьмигранные рамки, между которыми на металлических пластинах херувимы, написанные черной краской по золоту, с человеческими лицами в анфас и в профиль, а два из них имеют лики льва и орла. Вверху по центру врат поздний, XIX в., крест с предстоящими.
В древнерусском искусстве отклонения от двух традиционных для царских врат композиций («Благовещение» с двумя святителями или с евангелистами) очень редки. Во второй половине XVII в. появляются вариации, но и в их основе, как правило, лежит наиболее распространенный тип врат с «Благовещением» и евангелистами.
Состав изображений на царских вратах из Харитоньевского храма, помимо обязательного «Благовещения» (вверху), включает в себя образы верховных апостолов Петра и Павла, четырех евангелистов, двух отцов Церкви — творцов литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (два верхних ряда клейм). Третий ряд — это отцы Церкви Григорий Богослов и Григорий Двоеслов, а также два святых, чьи престолы были в храме Харитона Исповедника — Никола и Антипа. Следующий, четвертый, ряд — слева направо: прп. Харитон Исповедник, свт. Афанасий Александрийский, свт. Кирилл Александрийский и прп. Иоанн Дамаскин. Наконец, нижний ряд — архидиаконы. Читаются имена св. Лаврентия и Авива. Из двух других один, скорее всего, Стефан (юный, с длинными волосами), другой — Евпл. Таким образом, здесь присутствуют евангелисты, апостолы, отцы Церкви, в том числе и творцы литургии, и архидиаконы. Подбор святых указывает на желание автора программы этого произведения создать иконографический и смысловой аналог традиционному комплексу царских врат, состоявшему из врат и столбиков, на которых изображались святители и архидиаконы. В художественном отношении царские врата из церкви Харитона Исповедника представляют собой прекрасный образец живописи позднего XVII в., выполненной в традициях Оружейной палаты. Близость моделировки личного с характерными активными высветлениями, сделанными по одной и той же системе, похожий тип удлиненных ликов с крупными чертами, глубокими глазницами, недлинными прямыми сужающимися носами, заканчивающимися небольшим утолщением, с углублением на переносице, а также колорит позволяют предположить, что царские врата и икона «Сщмч. Антипа Пергамский» были написаны одним мастером.
Л. Тарасенко.
Царские врата. Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см.
Царские врата. Конец XVII века. Москва. Школа Оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка: 221х61 см. правая створка: 220,5х77 см.
<< Назад
Царские врата. Вторая половина XVI века. Ростов. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Левая створка — 141х38,5 см. Правая створка — 146х41,5 см.
 
Далее >>
Царские врата. Конец XVI века. Строгановские вотчины. Дерево, левкас, темпера; ковчег. Правая створка — 152х36 см. Левая створка — 151х34,5 см.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.