![]() |
![]()
|
Четырехчастная икона: «Сотворение мира», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Девять мучеников Кизических», «Семь отроков Эфесских». Первая половина XIX века. Палех. Дерево, левкас, темпера. 35х29 см. ![]() Икона состоит из четырех сложных композиций. «Сотворение мира» («И почи Бог в день седьмый») восходит к Книге Бытия 1,2. Представлены семь сфер — по числу дней творения, внутри каждой помещено изображение Господа Саваофа в виде старца в белых одеждах, созидающего мир. В центре — образ Триединого Бога, в иконографическом варианте, получившем название «Отечество». На фоне даны пространные тексты из Библии. «Единородный Сыне и Слове Божий». Основным содержанием этой сложной композиции стало прославление Бога Слова, Единородного Сына. Он представлен в верхней части в образе Спаса Еммануила, сидящего на херувимах, рядом изображены Господь Саваоф и Святой Дух, заключенные с Ним в единую сферу, — святая Троица в типе «Отечество»; по сторонам — ангелы, несущие солнце и луну, и фигуры юношей, символизирующих поверженную Ветхозаветную и торжествующую Новозаветную Церкви. В центре — «Оплакивание Иисуса Христа». В нижней части показана победа Иисуса Христа над смертью через Его крестную жертву. Спаситель представлен в образе воина, с мечом и в доспехах, восседающим на кресте, рядом с Ним — архангел Михаил, побеждающий сатану; напротив — ад и смерть в виде скелета с косой, сидящая на звере. В России этот сюжет появился в середине XVI в. Одна из наиболее известных и прославленных икон данной иконографии — «Четырехчастная», написанная псковскими мастерами в 1547 г. для Благовещенского собора Московского Кремля. В этом произведении были использованы символические и аллегорические изображения, заимствованные в западном искусстве. Несмотря на вызванные ими споры, они были приняты Стоглавым собором, и затем новые композиции существовали на протяжении столетий почти без изменений. «Девять мучеников Кизических». ![]() «Семь спящих отроков Эфесских». Согласно преданию, отроки пострадали при императоре Декии (III в.). Отказавшись поклоняться идолам, они скрылись на горе Охлон. По приказу императора их заживо замуровали в пещере, где они проснулись через два столетия, когда гонения на христиан прекратились. В чудесном пробуждении отроков Церкви была открыта тайна воскресения мертвых. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их изображения были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках. В них сохраняется особая иконография — семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Публикуемая икона относится к другому типу, ее композиция восходит к образу строгановского мастера Семена Бороздина «Семь отроков Эфесских», конец XVI — начало XVII в., ГРМ. Все представленные сюжеты были распространены в старообрядческой среде в XVII—XIX вв. Символические композиции давали простор богословскому творчеству и позволяли в зримых образах вместить всю философию старой веры, показать историю сотворения мира, преодоление смерти через жертву и торжество Христа, принятие мученического венца и воскресение верных. Все эти темы были весьма актуальны для старообрядцев, претерпевших гонения и сохранявших приверженность «древлим» заветам православия. Подобные иконы писались мастерами владимиро-суздальских иконописных сел — Палеха, Мстёры, Холуя. Заимствованный из миниатюр и икон строгановских писем «орнамент по черной, красной или золотой лузге — одна из типичных черт палехских (реже мстерских) старообрядческих икон». Т. Нечаева. ![]()
|